войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Три цикла офортов Марка Шагала в Монсе: от "Мертвых душ" до "Библии"

С 4 сентября туристы потянулись в бельгийский город Монс (Monza), который является культурной столицей Европы-2015, не только за невероятной архитектурой и шоколадом: до 6 января здесь презентуют уникальное собрание офортов Марка Шагала. В экспозиции — иллюстрации к «Басням» Лафонтена, «Мертвым душам» Гоголя и «Библии». Мистика, бесовщина и человеческое несовершенство — таков лейтмотив этой интереснейшей выставки.
Три цикла офортов Марка Шагала в Монсе: от "Мертвых душ" до "Библии"

Неизвестный Шагал

Марк Шагал — знакомый всем поклонникам искусства авангардист, который писал в исключительной и узнаваемой манере. Какие работы возникают перед глазами как ассоциации с его творчеством? Знаменитые влюбленные, летящие над городом? Коза, играющая на скрипке? У каждого известного художника есть канонические творения.
Однако в связи с именем Шагала мало кому в первую очередь припомнятся именно офорты! Кураторы выстав


Однако в связи с именем Шагала мало кому в первую очередь припомнятся именно офорты! Кураторы выставки Шагала в музее Монса открывают нам доселе неизвестного большинству художника-иллюстратора.

Марк Захарович Шагал. Иллюстрация к «Мертвым душам». Селиван

Открывая «Мертвые души»

Работы художника к «Мертвым душам» не слишком на виду: издание с офортами предназначалось для музеев и частных коллекций, и тираж составил всего 368 экземпляров, один из которых художник лично отправил в Эрмитаж, а другой — в Третьяковскую галерею. Оба экземпляра были украшены личной дарственной подписью автора. Даже на сегодняшний день хотя бы оцифрованное полное собрание иллюстраций Шагала является большой редкостью.
В экспозицию вошли офорты, которые художник создал по заказу французского коллекционера Амбруаза Воллара — одного из самых значимых фигур в интеллигентных кругах Парижа конца ХІХ — начала ХХ века. Знаменитый арт-дилер Воллар покровительствовал Шагалу до самой смерти мастера в 1939 году, и полноценное издание иллюстраций художника так и не было напечатано.
Знакомьтесь — Коробочка! Среди более, чем трех сотен офортов Шагала, представленных на выставке в Мо



Знакомьтесь — Коробочка! Среди более, чем трех сотен офортов Шагала, представленных на выставке в Монсе, «Мертвые души» — в центре внимания.

В иллюстрациях к «Мертвым душам» Шагал с особым внимание прорисовывал уездный город NN, подозрительн
В иллюстрациях к «Мертвым душам» Шагал с особым внимание прорисовывал уездный город NN, подозрительно напоминающий его родной Витебск, о котором художник писал в автобиографии: «Нисколько ни удивлюсь, если спустя недолгое время после моего отъезда город уничтожит все следы моего в нем существования и вообще забудет о художнике, который, забросив собственные кисти и краски, мучился, бился, чтобы привить здесь Искусство».
Буквальный перевод термина «офорт» с французского — «крепкая вода» или «азотная кислота», что в академической плоскости значит — вид гравюры на металле, который появился в начале ХVІ века. Углубленные элементы рисунка создаются с помощью травления металла кислотами. Также офортом называется типографский оттиск
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
такой гравюры.
Шагал освоил технику офорта в Германии, на родине гравюры, в Берлине в 1922 году, заодно обучившись


Шагал освоил технику офорта в Германии, на родине гравюры, в Берлине в 1922 году, заодно обучившись литографии, ксилографии, технике сухой иглы и акватинты. После этого он обращался к офортному искусству на протяжении всей своей жизни.

«Мне кажется, что мне бы чего-то не хватало, если бы я, оставив в стороне цвет, не занялся в определенный момент жизни гравюрой и литографией, — напишет художник почти сорок лет спустя.

Басня ложь, да в ней намек

Если Гоголь был близок Шагалу по духу, то интерес к Лафонтену побудили его басни о животных, к образам которых художник также неоднократно обращался в своих работах. Одну из иллюстраций он подписал так: «Я иду к животным. Я ищу их взгляда, их знака и слышу их призыв. Я их признанный художник».
Работая над офортами к «Басням» Лафонтена, Марк Шагал также активно обращался к впечатлениям от французской провинции. За жизнь он успел много попутешествовать по Франции, а в 1937 году даже принял французское гражданство.



Шагалу мечталось создать цветные офорты по мотивам гуашей к произведениям Лафонтена, однако затея не удалась, зато на свет появились 100 черно-белых работ, на которых с ролью цвета отлично справляются контрасты, тона, оттенки, штрихи и пятна. Некоторые из произведений этой серии представлены на выставке в Монсе.
Кстати, французы долгое время критиковали Амбруаза Воллара за заказ иллюстраций к басням Лафонтена Марку Шагалу. Кто, как не французские художники были достойны этой чести? Как бы там ни было, а уж точно не еврей-авангардист!



Библия авангардиста

Как художинка-иллюстратора, Марка Шагала интересовали не только художественные произведения. К библейским образам он обращался с самого начала своего творческого пути. Взять хотя бы полотно «Посвящается Апполинеру» 1910−1914 года, на котором можно увидеть историю Адама и Евы. Еще в 1920-х годах художник признался, что мечтает проиллюстрировать Библию.
Однако преобладать образы из «Библии» в его творчестве начали, когда в 1930-х годах художнику все то



Однако преобладать образы из «Библии» в его творчестве начали, когда в 1930-х годах художнику все тот же Воллар предложил создать иллюстрации на тему иудейского Ветхого Завета.

Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Выставка офортов Шагала продлится до 6 января. Кстати, после признания Монса культурной столицей Европы, в 2015 году здесь открыли сразу 5 новых музеев. Спешите посетить!
По материалам официального сайта музея. Часть иллюстраций взято из анонса.