С 4 сентября туристы потянулись в бельгийский город Монс (Monza), который является культурной столицей Европы-2015, не только за невероятной архитектурой и шоколадом: до 6 января здесь презентуют уникальное собрание офортов Марка Шагала. В экспозиции — иллюстрации к «Басням» Лафонтена, «Мертвым душам» Гоголя и «Библии». Мистика, бесовщина и человеческое несовершенство — таков лейтмотив этой интереснейшей выставки.
Неизвестный Шагал
Марк Шагал — знакомый всем поклонникам искусства авангардист, который писал в исключительной и узнаваемой манере. Какие работы возникают перед глазами как ассоциации с его творчеством? Знаменитые влюбленные, летящие над городом? Коза, играющая на скрипке? У каждого известного художника есть канонические творения.
Однако в связи с именем Шагала мало кому в первую очередь припомнятся именно офорты! Кураторы выставки Шагала в музее Монса открывают нам доселе неизвестного большинству художника-иллюстратора.
Открывая «Мертвые души»
Работы художника к «Мертвым душам» не слишком на виду: издание с офортами предназначалось для музеев и частных коллекций, и тираж составил всего 368 экземпляров, один из которых художник лично отправил в Эрмитаж, а другой — в Третьяковскую галерею. Оба экземпляра были украшены личной дарственной подписью автора. Даже на сегодняшний день хотя бы оцифрованное полное собрание иллюстраций Шагала является большой редкостью.
Иллюстрация к "Мертвым душам". Чичиков дает взятку Ивану Антоновичу
1927, 21.5×27.5 см
В экспозицию вошли офорты, которые художник создал по заказу французского коллекционера Амбруаза Воллара — одного из самых значимых фигур в интеллигентных кругах Парижа конца ХІХ — начала ХХ века. Знаменитый арт-дилер Воллар покровительствовал Шагалу до самой смерти мастера в 1939 году, и полноценное издание иллюстраций художника так и не было напечатано.
Знакомьтесь — Коробочка! Среди более, чем трех сотен офортов Шагала, представленных на выставке в Монсе, «Мертвые души» — в центре внимания.
В иллюстрациях к «Мертвым душам» Шагал с особым внимание прорисовывал уездный город NN, подозрительно напоминающий его родной Витебск, о котором художник писал в автобиографии: «Нисколько ни удивлюсь, если спустя недолгое время после моего отъезда город уничтожит все следы моего в нем существования и вообще забудет о художнике, который, забросив собственные кисти и краски, мучился, бился, чтобы привить здесь Искусство».
Буквальный перевод термина «офорт» с французского — «крепкая вода» или «азотная кислота», что в академической плоскости значит — вид гравюры на металле, который появился в начале ХVІ века. Углубленные элементы рисунка создаются с помощью травления металла кислотами. Также офортом называется типографский оттиск
такой гравюры.
Шагал освоил технику офорта в Германии, на родине гравюры, в Берлине в 1922 году, заодно обучившись литографии, ксилографии, технике сухой иглы и акватинты. После этого он обращался к офортному искусству на протяжении всей своей жизни.
«Мне кажется, что мне бы чего-то не хватало, если бы я, оставив в стороне цвет, не занялся в определенный момент жизни гравюрой и литографией, — напишет художник почти сорок лет спустя.
Басня ложь, да в ней намек
Если Гоголь был близок Шагалу по духу, то интерес к Лафонтену побудили его басни о животных, к образам которых художник также неоднократно обращался в своих работах. Одну из иллюстраций он подписал так: «Я иду к животным. Я ищу их взгляда, их знака и слышу их призыв. Я их признанный художник».Работая над офортами к «Басням» Лафонтена, Марк Шагал также активно обращался к впечатлениям от французской провинции. За жизнь он успел много попутешествовать по Франции, а в 1937 году даже принял французское гражданство.
Офорт к «Басням» Лафонтена, созданный по заказу Воллара
1952, 24×29.6 см
Шагалу мечталось создать цветные офорты по мотивам гуашей к произведениям Лафонтена, однако затея не удалась, зато на свет появились 100 черно-белых работ, на которых с ролью цвета отлично справляются контрасты, тона, оттенки, штрихи и пятна. Некоторые из произведений этой серии представлены на выставке в Монсе.
Кстати, французы долгое время критиковали Амбруаза Воллара за заказ иллюстраций к басням Лафонтена Марку Шагалу. Кто, как не французские художники были достойны этой чести? Как бы там ни было, а уж точно не еврей-авангардист!
Офорт к басне Лафонтена "Шарлатан"
1952, 29.6×24 см
Библия авангардиста
Как художинка-иллюстратора, Марка Шагала интересовали не только художественные произведения. К библейским образам он обращался с самого начала своего творческого пути. Взять хотя бы полотно «Посвящается Апполинеру» 1910−1914 года, на котором можно увидеть историю Адама и Евы. Еще в 1920-х годах художник признался, что мечтает проиллюстрировать Библию.
Однако преобладать образы из «Библии» в его творчестве начали, когда в 1930-х годах художнику все тот же Воллар предложил создать иллюстрации на тему иудейского Ветхого Завета.
Выставка офортов Шагала продлится до 6 января. Кстати, после признания Монса культурной столицей Европы, в 2015 году здесь открыли сразу 5 новых музеев. Спешите посетить!
По материалам официального сайта музея. Часть иллюстраций взято из анонса.