войти
опубликовать
Комментарии
3
О работе
Вид искусства: Живопись
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1915
Размер: 85×108 см
Регион: Otterlo
Местонахождение: Музей Крёллер-Мюллер, Otterlo
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 23 подборки

Описание картины «Композиция №10: Пирс и океан»

«Композиция №10: Пирс и океан» была написана Мондрианом в период вынужденной изоляции. В то время в Европе бушевала Первая мировая война, и художник не мог вернуться из Нидерландов в столь полюбившуюся ему Францию. Его раздражают и однообразные пейзажи, и отсутствие привычного ритма жизни, а больше всего – голландские художники, застрявшие в своих стилях и техниках, застывшие, словно мухи в янтаре. Окончательно отчаявшись, Мондриан отправляется в Зеландию (провинция на юго-западе Нидерландов), где поселяется у моря и проводит дни в полном уединении.

В это время море занимает почти все его мысли и переселяется на его холсты. В течение многих столетий живописцы переносили на свои полотна самые разнообразные морские пейзажи, восхищаясь и вдохновляясь изменчивостью и глубиной, игрой света и цвета. Не слишком талантливые художники тщились как можно более точно изобразить постоянное движение морской волны, динамику и живость воды. А Мондриану удалось достичь этого с помощью пересечения вертикальных и горизонтальных линий. И всего лишь двух цветов.

На первый взгляд «Композиция №10» кажется нагромождением прямых линий, хаотично разбросанных по овальному полю. Но стоит посмотреть на нее издали – и можно отчетливо различить уходящий в сторону горизонта пирс и окружающую его неспокойную воду. Совершенно поразительным образом Мондриан такими скупыми выразительными средствами передает динамичность морского пейзажа. Интересно то, что для этой работы художник сделал много предварительных набросков на пленэре. А незадолго до своей смерти он рассказал, что «Композиция №10» тесно связана с его теософскими воззрениями. Согласно им, дерево и вертикаль являются символами мужского начала, а море и горизонталь – женского. Таким образом, с помощью этой картины Мондриан стремился передать амбивалентность каждого человека, в котором уживаются и мужская, и женская части.

Автор: Евгения Сидельникова
Комментарии(3)