Повседневные занятия женщин и детей были любимым мотивом Питера де Хоха. К таким сценам относится
«Дворик в Дельфте» из коллекции Национальной галереи в Лондоне. Это одна из нескольких работ с подписью и датой. Художник создал её на пике творчества, в 1658 году – приблизительно за три года до переезда в Амстердам. В картине ощущается связь со стилем
Яна Вермеера и
Николаса Маса.
Главные героини этой картины – мать с блюдом в руке и девочка – увлечены ласковой беседой друг с другом. Ещё одна женщина, второстепенный персонаж, стоя в проходе спиной к зрителю, смотрит на улицу из-под арки. Де Хох уделил больше внимания фрагментам архитектуры, нежели человеческим фигурам. В картине есть несколько элементов, противоречащих общему ощущению гармонии. Стена прохода в центре композиции отделяет хорошо сохранившийся дом слева от запущенных и облупившихся садовых стен справа. Природа вторгается в человеческую жизнь в виде кустарника над беседкой за головами матери и девочки, а также виноградной лозы, частично скрывающей надпись над аркой.
Табличка над сводом представляет особый интерес. Изначально она венчала вход в монастырь Иеронимусдейл в Дельфте. Когда обитель была разогнана, каменную пластину вставили в стену жилого дома. Текст на ней гласит:
«В сей долине святого ИеронимаЖаждущим обрести терпение и кротостьПредстоит сначала спуститьсяЧтобы быть вознесёнными».
В 1908 году нидерландский искусствовед Хофстеде де Грот описал эту картину как «Вид во двор бывшего монастыря Иеронимусдейл в Дельфте». А ирландский поэт и переводчик Дерек Махун посвятил ей стихотворение в 1981 году.
Стоит отметить, что те же элементы двора художник изобразил на другой своей картине, датированной тем же годом –
«Двое мужчин и женщина в беседке» (в 1992 году она была продана частному коллекционеру на аукционе Christie's за семь миллионов долларов). Здесь также присутствует арка из красного и жёлтого кирпича, красный ставень слева и небольшая ниша справа, где разместилась компания. Однако это углубление расположено на одном уровне с остальным двором, вместо скошенной крыши дома позади видны ветви деревьев, сам двор выложен другой плиткой, а улица за аркой имеет совсем иной вид.
Эти различия подтверждают слова Питера Саттона, автора каталога произведений де Хоха, о том, что художник не изображал реально существующие места. Его работы в значительной степени являются плодом воображения и умения выстраивать композицию из фрагментов настоящих интерьеров и пейзажей.
Автор: Влад Маслов