Это полотно Поль Гоген считал одной из самых лучших своих работ первого «таитянского периода». По словам художника за два года, проведенных на Таити, он написал 66 «более или менее хороших картин», однако именно к полотну
«Дух мертвых не дремлет» он испытывал особую привязанность.
Гоген писал об этой работе другу-коллекционеру Жоржу-Даниелю де Монфреду, своей супруге Метте, упоминал о ней в дневнике, который писал для дочери Алины, и в книге «Ноа Ноа». На выставке 1893 года в Копенгагене, организованной к его возвращению в Европу, художник назначил за эту картину самую высокую цену – более полутора тысяч франков. Позже Гоген написал
автопортрет на фоне этой картины.
Девушка, которая изображена здесь, - это таитянская «жена» Гогена Теха’амана (художник в своих письмах называл ее Техурой), с которой он познакомился, когда ей было всего 13 лет. Рассказывая о создании этого полотна, художник вспоминал, как однажды вернулся домой гораздо позднее обычного и застал девушку парализованной страхом. Будучи, как и все туземцы, очень суеверной, Техура боялась привидений, скрывающихся в темноте, и, оставшись в доме одна без света, могла лишь неподвижно лежать в постели, заливаясь слезами и с ужасом ожидая появления духов.
За спиной Техуры Гоген изобразил призрака – фигуру женщины в черном одеянии с лицом, скрытым за маской. Цветы, изображенные над лежащей девушкой, по словам художника, – блуждающие огоньки, одна из форм, принимаемых духами.
Некоторые исследователи полагают, что Гоген намеренно придумал для картины «Дух мертвых не дремлет» мистическую легенду, следуя собственному призыву, гласившему:
«Будьте загадочными». На деле же все могло быть гораздо более прозаичным. Широко раскрытые от страха глаза девушки могли быть реакцией на его сексуальную агрессию (жена художника Метте не раз говорила о том, что Гоген ее избивал). Как бы там ни было, художнику удалось изобразить юное женское тело без эротического подтекста, сумев выразить абсолютно чистую эмоцию.
Автор: Евгения Сидельникова