войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Хеллоуин: потусторонний мир в искусстве

В ночь, когда истончается граница между мирами, ведьмы начинают свое колдовство, призраки готовятся явиться припозднившимся путникам на перекрестках… И Артхив вспоминает и показывает самых пугающих существ в искусстве.
Хеллоуин: потусторонний мир в искусстве

Ведьмы

Слово «ведьма» происходит от старославянского «вѣдати» — знать, ведать. Их уважали и боялись, к ним ходили за советом и помощью — излечиться от болезни или же наслать её на врага. Ведьмам приписывались самые разные навыки: полеты на метле, обращение людей в вурдалаков, управление погодой, урожаем, мыслями простых смертных. Ведьм обвиняли в краже младенцев и совращении мужчин. Тех, кого могли счесть ведьмой (а в Средние века к этому приводили и необычные родинки, и рыжие волосы), нередко изгоняли и даже жгли на кострах. Ужасы Святой инквизиции и охота на Салемских ведьм до сих пор будоражат умы художников и режиссеров.
Эдвард Фредерик Брютнол
Визит к ведьме, 1882
Источник: Википедия
Эдвард Фредерик Брютнол
Визит к ведьме, 1882
Источник: Википедия
Ведьмы появляются в живописи начиная со Средних веков. Часто это уродливые старухи с безумным, демоническим взглядом — их дьявольские злодеяния со временем проступают на лицах. Иногда же это юные девушки удивительной красоты, дарованной им темными силами. Согласно поверьям тех времен, ведьмой можно было стать, заключив договор с дьяволом: принеся ему в дар младенца, монетку или локон волос, новообращенная получала метку дьявола и дар колдовства.
Шабаш ведьм происходит один раз в год, в Вальпургиеву ночь. В ночь с 30 апреля на 1 мая отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским временам, одно из его названий — Бельтайн. В Европе было принято отмечать его разжиганием костров, на которых иногда ритуально горели чучела ведьм.
Во время шабаша ведьмы слетались на метлах и ступах к горе, традиционно являвшейся главным местом их сбора в регионе: Лысая гора у славян, гора Блокен у германцев, гора Блокула в Швеции и т. д. На шабаш являлся и сам Сатана — колдуньи докладывали ему о совершенных ими деяниях, кружились в магических плясках, пили вино из коровьих копыт и лошадиных черепов. Потусторонний праздник нередко заканчивался оргией, а на рассвете ведьмы возвращались домой.
Ян Люйкен. Сожжение, XVI век. Гравюра
Источник: worldartdalia.blogspot.com
Ян Люйкен. Сожжение, XVI век. Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше

Источник: worldartdalia.blogspot.com

Вампиры

Мало кто из нечисти вызывает такой интерес у художников, писателей и кинематографистов, как вампир. И если сегодня это, в основном, предмет воздыханий подростков, неравнодушных к бледным юношам из литературных саг, то пару веков назад вампиры, упыри и стригои рождали неподдельный ужас в душах простых людей.
Эдвард Мунк. Вампир
Вампир
1895, 91×109 см
Вампирами называли мертвецов, встававших по ночам из могилы, чтобы пить кровь у живых. Они могли обращаться в летучих мышей и насылать кошмары. Вампирами становились самоубийцы, преступники, колдуны и те, кто умер от укуса вампира.
Легенды о кровососущих монстрах есть в большинстве известных культур начиная с древнейших времен. У шумеров существовали поверья об ашкарах — демонических женщинах, охотившихся во тьме на младенцев и беременных женщин. Вампиры существовали и в верованиях Вавилона (демон Лилу), и в Индии (Веталы), и даже в Китае (Чианши — вампир, питавшийся не кровью, но жизненной энергией ци жертвы). В Древнем Риме вампиров называли ламиями, а также верили в существование птицы Стрикс, питавшейся по ночам плотью и кровью людей. От ее имени произошли румынское «стригой» и албанское «стрига».

Призраки

В живописи существуют самые разные трактовки и интерпретации образа привидения. В широком смысле это бесплотный неупокоенный дух, вернувшийся на землю наказать обидчика, подсказать живым что-то важное или же забрать новые души со собой в потусторонний мир.
Призраки существуют в верованиях практически всех народов. Призраки были известны и в античности. Философу-стоику Афинодору однажды явилось привидение старика, опутанного цепями. Приведя Афинодора во двор дома, видение исчезло. Когда же философ произвел раскопки на месте, указанном духом, то нашел скелет и цепи. После захоронения призрак старика больше не являлся.
Генри Джастис Форд. Афинодор и призрак, ок. 1900
Источник: Википедия
Генри Джастис Форд. Афинодор и призрак, ок. 1900
Источник: Википедия
Со времен романтизма многие художники черпали вдохновение в творчестве Уильяма Шекспира, изображая призраков из его произведений. Таков образ Банко — военачальника, убитого Макбетом. Он олицетворяет собой пробуждение совести главного героя, являясь ему во время пира. Призрак отца Гамлета также часто появляется в живописи. Он является несколько раз, призывает сына к отмщению — призрак требует наказания Клавдия, своего убийцы, обольстившего к тому же его вдову Гертруду. Однако он демонстрирует и великодушие, прощая супругу.
Чрезвычайно распространены изображения призраков и в японской культуре. В кайданах (пугающих историях о встрече со сверхъестественным) часто упоминаются юрэй, призраки умерших, чья отличительная особенность — отсутствие ног. Юрэй становятся погибшие насильственной смертью, те, над кем не совершили обрядов для упокоения души, не завершившие важные дела на земле. Другой персонаж японской мифологии — онрё, обиженный, мстительный дух, вернувшийся ради мести, восстановления справедливости или реализации проклятья. Типичным онрё является женщина, погибшая из-за злого умысла супруга.
Образ онрё хорошо известен в массовой культуре — это распущенные черные волосы, белые погребальные одежды и мертвенная, синеватая бледность.

Демоны

Изначально демоны, сверхъестественные сущности, могли быть как добрыми, так и злыми по отношению к людям. В иудаизме существует легенда, что демоны были созданы Богом перед первой субботой. Ночь наступила раньше, чем он доделал их, а потому демонам не досталось тел. Они обитают между землей и луной, предпочитая пустынные оскверненные места.
Христианская традиция считает бесов и демонов злобными слугами Сатаны, обитающими в аду и появляющимися на земле, чтобы склонить людей к греху. Гримуары, книги ведьм и колдунов, содержат множества описаний демонов, их имена, звания и способности, способы призыва демонов и их возможности.
В живописи прослеживается эволюция образа демона. В Средние века и Ренессанс это, в основном, злобные и пугающие существа, наделенные, хвостами, рогами, складчатыми крыльями и клыкам. В эпоху романтизма же демоны «очеловечиваются», становясь почти трагическими образами падших ангелов, страдающих душ.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Автор: Юлия Ракитина. Главная иллюстрация: Сальватор Роза, Ведьмы и их колдовство