За художника иногда бывает обидно, если все критики в один голос провозглашают его «провозвестником», «предтечей» и награждают прочими прародительскими званиями за то, что только благодаря ему стало возможно современное искусство. Будто того самого художника больше всего в жизни волновало, чтобы состоялись современные художественные перформансы и возникли бесчисленные "измы" XX века. Но когда о Сезанне говорят, что без него не было бы
Матисса и
Пикассо, это очень правильно: Сезанн, как никто другой наверное, чувствовал себя частью истории искусства, жил внутри этой истории и создавал существ, рожденных как будто не в реальном мире, а в живописном. Эти существа подчиняются не анатомическим законам, а композиционным: они вытягиваются вверх, когда этого требует ритм картины, они заполняют своими телами нужные объемы и пустоты, они изгибаются и наклоняются туда, куда направляет их созидающая рука художника.
Купальщиков и купальщиц у Сезанна за 40 лет проработки этой темы набралось бы на приличный современный французский курорт. Первые картины купания были сильно связаны с юношескими эскизами, которые Поль делал в блокнотах во время долгих прогулок с друзьями по окрестностям родного города Экса, и с зарисовками луврских античных статуй. Затворника Сезанна в последние годы его жизни в Эксе спрашивали, почему он не использует зарисовки обнаженной женской натуры для своих «Купаний». Сезанн отшучивался:
«Я слишком стар, чтобы раздевать женщин». Но на самом деле теперь он уже не нуждался в зарисовках – он молча и упрямо бродил целыми днями по лугам и вдыхал с утра до вечера знойный южный воздух, вживался в законы природы, постигнув которые, можно смело применять ко всему живому. Он писал всех своих
«Больших купальщиц» по 6 – 7 лет, до самой смерти не считал их законченными, шлифуя и растя в каждой из этих картин особый мир. Почти физическое ощущение стремительного роста создают в них диагонали деревьев, мерцающие, прозрачные цвета и неразборчивые лица героинь. И в этом смысле Сезанн предвосхищает не только кубистические эксперименты своих последователей, но и фантастические замыслы художников XX века вырастить произведение как цветок или как дерево.
Автор: Анна Сидельникова