Простая, но запоминающаяся картина
«Актёр» – это работа, с которой у Пикассо завершилась одержимость обездоленными и родился интерес к цирковому миру акробатов и комедиантов. Удлинённая тонкая фигура и необычное положение рук ещё напоминают маньеризм «голубого периода», вдохновлённый Эль Греко. Но «Актёра» уже можно рассматривать как пролог к серии произведений, кульминацией которых стало огромное полотно
«Семья комедиантов» (1905, Национальная галерея искусств в Вашингтоне).
Фактически эта картина своей новой тематикой, палитрой и чувственностью открывает «розовый период» в творчестве Пикассо (с 1904-го по 1906 год), который совпадает с появлением в жизни 24-летнего художника новой возлюбленной, Фернанды Оливье. До этого – в годы «голубого периода» – он жил в крайней нищете, постоянно голодал и испытывал отчуждение. Всё это выражалось в окрашенных синим образах измождённых, истощённых, несчастных душ, которые едва выживали на обочине общества.
Романтическая связь с Фернандой благоприятно повлияла на творчество Пикассо. Восторг от телесности и чувственной радости начал вытеснять некогда мучительное отчаяние. В картинах начали часто появляться арлекины, цирковые артисты и клоуны, которые будут населять полотна на разных этапах до конца его долгой карьеры.
И если «голубой период» Пабло Пикассо сегодня пользуется более широкой популярностью у публики, «розовый» имеет гораздо большее художественно-историческое значение. В этот отрезок времени он начал разрабатывать стилистические методы, которые сделали его самым значительным художником XX века. Впрочем, современники Пикассо не делали различий между «голубым» и «розовым» периодами, считая их одним. Депрессия художника улеглась, но не прекратилась. Она фактически продолжалась до «кубистического периода» (который следовал за «розовым»), и только в последующую полосу неоклассицизма его работы начали демонстрировать игривость, которая осталась выдающейся чертой его творчества до конца жизни.
Но если работы «голубого периода», кажется, выражают скорбь художника, то герои картин «розового периода» не скорбят, хотя по-прежнему демонстрируют покорность судьбе. Произведения Пикассо в «розовый период» начинают вести собственную жизнь в художественном духе своего времени – наибольшее значение обретает сама картина, а не её тема и содержание. Пикассо продолжал экспериментировать, делая своих героев анонимными, скорее представляя художественную матрицу человека, нежели самого человека. «Актёр» – один из примеров этому: узнаваем тип человека, а не сам человек; персонаж охарактеризован, но это не портрет.
«Розовый период» отмечает конец развития, во время которого Пикассо обрёл себя как фигуративный художник. За годы, проведённые к тому моменту в Париже, он впитал французскую культуру, сменив серьёзность своего «голубого периода» парижской элегантностью. После завершения «розового периода» Пикассо продолжал время от времени создавать фигуративные работы, но это перестало быть его основным стилем.
Первым владельцем «Актёра» был Фрэнк Бёрти Хэвиленд – богатый франко-американский художник и друг Пикассо. Картина впервые предстала перед публикой на выставке Sonderbund в Кёльне в 1912 году, куда её одолжил немецкий промышленник Пауль Леффман. В 1938 году коллекционер продал полотно, бежав из нацистской Германии. На этом основании в 2011 году его наследники
подали иск о реституции против Метрополитен-музея, который в 1951 году получил работу в подарок от наследницы автопромышленной империи Тельмы Крайслер Фой. Однако американские суды разных инстанций последовательно вынесли решение в пользу музея.
Автор: Влад Маслов