Описание картины «В "Проворном кролике"»
«В «Проворном кролике»» – знаменитая работа, ныне ставшая иконой богемного Парижа на рубеже XX века, на которой Пикассо изобразил себя в костюме Арлекина. Его сопровождает бывшая любовница Жермен Пишо. Прежде ею был одержим близкий друг Пикассо, Карлос Касагемас, который из-за несчастной любви покончил жизнь самоубийством в 1901 году. Картину заказал Фреде Жерар (он играет на гитаре на заднем плане) для своего его кабаре «Проворный кролик» на Монмартре. Это была единственная работа Пикассо, постоянно выставленная в Париже с 1905-го по 1912 год. После она была продана немецкому коллекционеру, а сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Суицид Касагемаса, который застрелился в парижском кафе на глаза своей возлюбленной и друзей, послужил отправной точкой для «голубого периода» в творчестве Пикассо. К изумлению окружающих, он сошёлся с бывшей пассией друга, однако испытывал депрессию, отчуждённость и нищету. Их художник выражал в окрашенных синим образах измождённых, истощённых, несчастных душ, которые едва выживали на обочине общества.
В августе 1904 года 24-летний Пикассо встретил Фернанду Оливье, романтическая связь с которой благоприятно повлияла на его творчество. Восторг от телесности и чувственной радости начал вытеснять некогда мучительное отчаяние. Возможно, это и было одной из причин изменения стиля живописи Пикассо. В его картинах начали часто появляться арлекины, цирковые артисты и клоуны, которые будут населять полотна на разных этапах до конца долгой карьеры живописца. Начался «розовый период», который продлился до 1906 года и имел гораздо большее художественно-историческое значение, чем предшествующий «голубой». Именно к «розовому периоду» относится сцена «В «Проворном кролике»».
Произведения Пикассо в этот отрезок времени начинают вести собственную жизнь в художественном духе своего времени – наибольшее значение обретает сама картина, а не её тема и содержание. Пикассо продолжал экспериментировать, делая своих героев анонимными, скорее представляя художественную матрицу человека, нежели самого человека. Ещё одним важным прорывом этого короткого периода стала плавная линия, которую Пикассо начал осваивать в 1904 году. Её беглость и утончённость – уникальный вклад художника в экспрессионизм.
«Розовый период» также отмечает конец развития, во время которого Пикассо обрёл себя как фигуративный художник. За годы, проведённые к тому моменту в Париже, он впитал французскую культуру, сменив серьёзность своего «голубого периода» парижской элегантностью. После завершения «розового периода» Пикассо продолжал время от времени создавать фигуративные работы, но это перестало быть его основным стилем.
Автор: Влад Маслов