Молодой каталанский художник Карлос Касагемас был ближайшим другом Пабло Пикассо в богемной Барселоне. Не удивительно, что именно он стал спутником Пикассо в первой поездке в Париж на рубеже веков. Но если для Пикассо это путешествие было первым крошечным шагом к будущей мировой славе, для Касагемаса оно стало началом конца. В Париже Карлос страстно влюбился в юную натурщицу по имени Жермен. Очевидно, эти чувства не были взаимными, Касагемас погрузился в глубокую депрессию и стал часто говорить о самоубийстве.
Рождественские праздники Пикассо и Касагемас провели в Барселоне, а затем отправились в Малагу навестить родственников Пабло. Карлос, однако, здесь надолго не задержался – он вернулся в Барселону, а оттуда снова в Париж. Но Жермен продолжала отвергать его чувства. 17 февраля 1901 года Касагемас организовал ужин в одном из парижских кафе, на который пригласил свою возлюбленную и нескольких друзей. После нескольких порций вина и абсента Карлос в последний раз предложил Жермен выйти за него. Когда девушка вновь ответила ему отказом, он выхватил пистолет и выстрелил в нее. Пуля прошла мимо, Касагемас приставил дуло к правому виску и выстрелил снова. Он умер в больнице тем же вечером.
Картина
«Смерть Касагемаса» стала точкой отсчета «голубого» периода в творчестве Пабло Пикассо. Во многих работах следующих нескольких лет художник будет оплакивать своего друга, хоть и не всегда настолько очевидно. Пикассо вернулся в Париж в мае 1901 года, снял ту же студию, которую они делили с Касагемасом, и побывал в кафе, где Карлос совершил самоубийство. И, в конце концов (это было вполне в духе Пикассо), завел роман с Жермен. Она оставалась частью его жизни на протяжении многих лет и была одной из моделей, позировавших ему для «
Авиньонских девиц».
Существует теория, согласно которой Пикассо считал Касагемаса в некотором смысле родственной душой
Винсента Ван Гога. Как раз на те годы, когда молодой испанец приехал покорять Париж, пришелся первый взрыв популярности Ван Гога, начали впервые публиковаться его письма к брату. И в ранних парижских работах Пикассо вполне отчетливо просматривается влияние голландского художника. В «Смерти Касагемаса» это не только палитра, имитирующая вангоговские «
Автопортрет в серой фетровой шляпе» и «
Кресло Поля Гогена». Эксперты считают, что композиция картины Пикассо повторяет маленький рисунок, сделанный
доктором Гаше, который изображает Ван Гога на смертном одре.
Автор: Евгения Сидельникова