Пабло Пикассо, возможно, величайший из художников XX века, наиболее известен по двум причинам. Во-первых, за изобретение – совместно с
Жоржем Браком – кубизма и коллажа, а во-вторых, за свою антивоенную позицию, выраженную в различных произведениях искусства. Оба этих момента объединяются в
«Плачущей женщине» – одном из самых известных портретов Пикассо, выполненных в стиле аналитического кубизма, но с большим реализмом, чем обычно.
Эта картина – знаковый пример испанской живописи. Она продолжает антивоенную тему, которую художник начал в своей эпической работе «Герника» (1937), ставшей его реакцией на бомбардировки мирных жителей во время гражданской войны в Испании. Завершив роспись, Пикассо много месяцев создавал серию изображений плачущих женщин, прототипом которых стала одна из фигур в «Гернике». «Плачущая женщина» из галереи Тейт – последняя и самая сложная из этого цикла. Другие хранятся в таких крупных институтах, как Национальная галерея Виктории в Мельбурне, Музей Пикассо в Париже, Центр искусств округа Лос-Анджелес и других.
Моделью для всей серии «Плачущих женщин» стала потрясающе красивая профессиональный фотограф Дора Маар (урождённая Генриетта Теодора Маркович), которая была одним из ведущих сюрреалистов в 1930-х годах. Встретившись с Пикассо в Париже в 1936 году, она стала его любовницей, музой и интеллектуальным компаньоном. Будучи сильной личностью, она сыграла важную роль в становлении политических взглядов Пикассо, а он рисовал её десятки раз в период их отношений с 1938-го по 1945 год. Маар также написала несколько незначительных деталей в «Гернике», но наиболее известна серия её фотографий, документирующих последовательные этапы создания фрески в мастерской Пикассо на улице Гран-Огюстен в 1937 году.
«Плачущая женщина» изображает мучительно рыдающую героиню, которая прижимает к лицу платок в попытке остановить обильно текущие слёзы. Это универсальное изображение страдания написано в стиле раннего аналитического кубизма. Он характеризуется использованием угловых и накладывающихся друг на друга фрагментов лица модели, как если бы оно было нарисовано с разных точек зрения одновременно. Чтобы подчеркнуть двумерный характер работы, Пикассо не делает попытки создать «глубину» в картине с помощью линейной перспективы или какого-либо моделирования / затенения вроде кьяроскуро.
Пикассо так пояснял искажения и деформацию, которым он подвергал лицо Доры: «Для меня она – плачущая женщина. В течение многих лет я писал её в искажённых формах не из садизма или удовольствия, а просто подчиняясь видению, которое навязалось мне. Это была глубинная, а не поверхностная реальность... Женщины страдают от машин».
Наиболее очевидное значение «Плачущей женщины» довольно простое, принимая во внимание продолжающуюся гражданскую войну в Испании. Строго одетая, как на похороны, она выражает душераздирающее горе, которое испытывают матери, сестры и другие близкие после смерти любимого – особенно во время войны. Как и в «Гернике», основное внимание уделяется боли и страданиям, которым подвергаются невинные люди. Ключевой элемент всех картин цикла – это экспрессивное выражение женских глаз. Неизменно широко раскрытые, они символизируют силу её горя.
Есть ещё одна – более тонкая – интерпретация произведения. Некоторые искусствоведы считают, что оно представляет собой автопортрет, раскрывающий внутренние муки художника при мысли о его родной стране, раздираемой гражданской войной. Пикассо был крайне удручён конфликтом и поклялся никогда не возвращаться в Испанию, пока Франко остаётся у власти. Генерал пережил художника на два года.
«Плачущую женщину» можно рассматривать также в религиозном ключе. Например, она может символизировать пьету – муку Девы Марии, оплакивающую ужасную смерть своего сына Иисуса. На руке растоптанного тела под лошадью в «Гернике» есть признаки стигматов Христа, указывающие на мученичество, так что и в этом полотне могут содержаться религиозные отсылки.
А вот цветовая схема, использованная в картине, остаётся загадкой. Демонстрируя боль и страдания, Пикассо зачастую использовал монохромную палитру или даже гризайль. Но в «Плачущей женщине» есть все основные цвета, включая красный, жёлтый, синий, а также оранжевый, зелёный и коричневый. Пытался ли художник наполнить свою героиню сильными чувствами или ощущением жизни? Пытался ли он противопоставить этот портрет чёрно-серой гамме «Герники»? По этому вопросу нет единого мнения.
Автор: Влад Маслов