Описание картины «Карусель. Эскиз»
Когда в 1904 году после путешествия по Европе Александр Мурашко вернулся в Петербург, он уже ничем не напоминал того скромного мальчика, который когда-то был одержим почти несбыточной мечтой о поступлении в Академию художеств. В нем окончательно утвердилась уверенность в себе и собственных силах, появился определенный европейский лоск. Но самое главное – его голова была полна совершенно новых идей, которые подарили ему Париж и Мюнхен, и которые он позже будет воплощать в жизнь в своей «художественной студии». А отправной точкой зрелого периода творчества Александра Мурашко стала
картина «Карусель». К слову, изображать катающихся на качелях и каруселях любили импрессионисты (
1,
2,
3,
4) - это ведь идеальная для импрессиониста натура: динамика, беззаботность, сложная, но вдохновляющая задача поймать момент.
Об этой картине художник говорил:
«Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, стыдливость и радость деревенских девушек, которые впервые попали в город, накупили себе городских обнов, нарядились и впервые в жизни сели на деревянных коней карусели…» И действительно, карусель всегда была ярким, шумным, завораживающим центром любой ярмарки или балагана. Глядя на работу Мурашко, как будто слышишь звонкий девичий смех, крики зазывал и торговцев, видишь яркие огни и ощущаешь запахи разномастной ярмарочной еды. Эти чувства вызывает даже эскиз, который хранится в Национальном художественном музее в Киеве.
Сама же картина стала дебютной работой Александра Мурашко, представленной на Международной выставке в Мюнхене в 1909 году. За нее художник был награжден Золотой медалью, и полотно прямо с выставки уехало в Королевскую галерею Будапешта. Мурашко пригласили участвовать в Международных выставках в Берлине и Венеции, он получил несколько предложений об организации персональных выставок, благодаря чему и прославился в Европе.
Автор: Евгения Сидельникова