Потрет женщины, к ногам которой Нико Пиросмани бросил «миллион алых роз», выполнен на черной клеенке, как и многие работы грузинского самоучки. История этой картины
"Актриса Маргарита" широко известна. Именно о Пиросмани Андрей Вознесенский написал, а Алла Пугачева спела «Миллион алых роз».
Маргарита де Севр – французская певица и танцовщица кафешантана. Пиросмани увидел ее выступление в тифлисском дукане (трактире) и потерял голову. Но Маргарита привыкла к совершенно другим кавалерам… Когда в ее номер день за днем приносили огромные букеты цветов, она решила, что покорила местного богатея. Худой, изможденный, измученный страстью художник, разрисовывающий вывески дуканов, ее совершенно не заинтересовал. И даже самый широкий жест – огромное количество цветов, которое Нико Пиросмани отправил Маргарите в собственный день рождения, не смягчил ее сердце. Впрочем, по одной из легенд, за это он был вознагражден единственным поцелуем.
Из Тбилиси Маргарита уехала, не попрощавшись с Нико. По слухам, сбежала с заезжим военным. Больше они не виделись. Но история имела удивительное продолжение. В 1969 году «Актриса Маргарита» выставлялась в Лувре. И день за днем к ней приходила немолодая женщина, подолгу простаивая перед картиной. Позднее женщина призналась, что она и есть Маргарита де Севр. Была проведена экспертиза, подтвердившая, что на портрете с высокой долей вероятности изображена она. Письмо о любви дошло до адресата…
Пиросмани нечасто изображал женщин. И если уж писал, то они на его картинах оказывались практически лишены сексуального подтекста. Даже полуобнаженные женщины на диптихе
«Ортачальские красавицы». Хоть точно известно, что позировали для них падшие женщины – сессия проходила в Эльдорадо, увеселительном саду тифлисского богатея Титичева. При соблюдении формата – поза, грудь, обнаженное тело, едва прикрытое накидкой - красавицы не соответствовали требования заказчика о «чем-то эротичном». Иное дело, что Титичев уже тогда хорошо знал цену работам Пиросмани, поэтому с удовольствием принимал всё, что тот писал.
«Женщина с кружкой пива» – редкий случай, когда художник активно использовал красный цвет. Героиня изображена в ярко-красном платье, у нее подчеркнуто алые губы и низко открыта грудь. Все атрибуты сексуальности представлены. Но каким-то удивительным образом от картины исходит в первую очередь спокойствие, а не сексуальный призыв.
Так же и «Актриса Маргарита» лишена какого бы то ни было чувственного подтекста. Формальности «низкого жанра» тут тоже соблюдены: смелое декольте и игривая опушка на нем, довольно короткая по тем временам, позволительная только для певички из ресторана, юбка, полосатые чулки, обнаженные руки и плечи. Скорее всего, в подобном наряде актриса и выступала. Но на картине Пиросмани он утратил всякую фривольность.
Маргарита старательно выписана белым, она словно противостоит темноте, из которой создана, над ней – сияющее голубое небо. И сама она выглядит лучом света. Это – не танцовщица кафешантана, это сама невинность. Подтверждают такую трактовку воспоминания художника Кирилла Зданевича, благодаря которому мир узнал о Пиросмани:
«Белый цвет Нико почитал цветом любви, доброты, символом душевной чистоты. Белая Маргарита ожила на черном фоне. Чувство злобы и мести были чужды Нико. Он простил Маргарите зло, ему причиненное».
Автор: Алена Эсаулова