За картину
«Капустница» Николай Фешин получил звание художника и право совершить пенсионерскую поездку в Европу, чем не преминул воспользоваться. Очевидны параллели между этой работой и
«Черемисской свадьбой». Интерес к деревенской жизни у Фешина с детства. К тому времени, как ему пора было идти в школу, отец прогорел, семья очень нуждалась. Отец брался за любую работу, часто уезжал в деревню, где крепкие руки в цене. И всегда брал с собой детей. С той поры Николай Фешин и сохранил любовь к деревне: «До сих пор я люблю деревню и боюсь города, потому что красота в моем детстве была связана с деревней, а всё безобразное с городом». А еще деревня в его детстве была связана с огромной любовью.
«После Бога она любила только меня», – вспоминал Фешин о своей бабушке, у которой проводил лето.
Картина Фешина «Капустница» показывает эпизод деревенской жизни. Как правило, капусту солили всей деревней на осенний церковный праздник Воздвиженье. Мы видим, что действо происходит во дворе. Молодые девушки и парни шинкуют капусту, дородные бабы вырезают кочерыжки, детвора бегает и хрустит сочными листьями. Обязательное правило – хозяева в этот день не скупятся на угощение (вон справа виднеются бутылки), поэтому процесс проходит в атмосфере веселья и практически народного гуляния. Как и в «Черемисской свадьбе», перед нами слияние прекрасного и уродливого, радостного и убогого, свежего и чахлого. Морали и назидательности не будет, за этим не к Фешину. У него все эти элементы – часть многообразной мозаики мира.
Колористика картины строится на ведущем противопоставлении черное–белое и дополнительном желтое–лиловое в различных их проявлениях. Композиционным центром (в «Черемисской свадьбе» центра нет) является светлая гора капусты (и сразу же противопоставление – присевшая над ней баба в темном). Ритм картины, создаваемый цветовыми пятнами, вызывает ощущение шума, многоголосицы. Вполне уместное ощущение, засолка капусты явно не в тишине происходила. Традиционно для Фешина палитра достаточно сдержанная и при этом, благодаря экспрессивности и плотности использования, очень богатая и насыщенная.
От картины исходит ощущение веселой суматохи, персонажи кажутся единым целым, обладающим первозданной, огромной, грубоватой и наивной силой, при этом черты их вполне индивидуализированы. Ученик Репина, Фешин многое взял у него, но в его трактовке совсем иной результат. Когда толпу пишет Репин – это всероссийская история шагает, по его
«Ходу» можно историческое исследование делать. Фешин же дает характеристику, а не биографию персонажей в отдельности и их общности в целом. Нам не рассказывают, как и чем жили изображенные, нам показывают, что разудалые бабы рубят капусту, веселая девка обносит всех бутылкой с водкой, довольные мужики, склонившись над корытом, будут перетирать капусту, вездесущие дети бегут, верещат, таскают кочерыжки. Фигура слева, высокая баба с ножом и капустой в руках, заполняет всю высоту холста, упирается головой почти в вершину, а крупными ногами крепко стоит на земле, слово олицетворяя мощную, сильную энергию простой народной жизни. Художник явно любуется происходящим, но, похоже, делает это с опаской. Идеализации мы не найдем ни здесь, ни в «Черемисской свадьбе», ни в
«Обливании», картине этого же ряда. Некоторые персонажи гипертрофированы до уродства, в них соединено прекрасное и безобразное – всё тот же калейдоскоп жизни. Впрочем, в иных моментах ловишь улыбку художника и не можешь не улыбнуться в ответ: вот справа, на стоящем боком корыте написано «Казань», слева на заднем плане мощного объема зад склонившейся бабы в цветастой синей юбке.
Расположенные полукругом фигуры создают ощущение монолитности толпы. Фешин умел соединять несоединимое. В его работах мирно соседствуют реализм и импрессионизм, экспрессионизм и модерн. А в отдельных картинах, в частности, в «Капустнице» – уживаются глубина и плоскостное изображение, объемность персонажей и иллюзия коврового узора, натурность и декоративность. Удивительным образом эти крайности, будучи преобразованы фешинской кистью, сливаются в органичное, пульсирующее целое.
Автор: Алена Эсаулова