войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре

Нехарактерная, но очень притягательная выставка проходит до 10 июня в одесском Музее современного искусства: в экспозиции «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев» представлено искусство, так сказать, «оппонентов» — реализм
Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше
и импрессионизм, хотя обычно этот музей экспонирует одесский андеграунд
1960-е годы стали революционными в мире культуры и искусства. Начавшись со знаменитых "битников", движение, отрицающее мейнстрим и поп-культуру, пробудилось к жизни и в Европе. Художники, писатели, философы, протестующие против социальных устоев цивилизованного послевоенного мира, попадали на периферию культурной жизни, образуя сообщества, которые жили и творили по своим правилам. Так появился андеграунд (от английского слова underground - "подпольный") - течение, в которое вошли мастера, создающие независимые, запрещенные и неформальные виды произведений современного искусства. Читать дальше
и контемпорари арт. Настоящая «Одесская классика», как гласит и общее название проекта.
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Лето медленно и неуверенно прокрадывается в город, помечая солнечными бликами лица, дома, деревья, прорываясь слепым дождем и теплым ветром. И вдруг на ленте Фейсбука появляется стол, покрытый белой скатертью, с рассыпанными на ней виноградинками и наполовину съеденной дыней. Отдельно долька тут же, и нож — можно еще отрезать. Все это восхитительно, сахарно белеет на фоне искрящегося, бликующего, почти белого моря.
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Дача! Лето! Одесса! И — возглаc радости в комментариях, — «Гавдзинский! Мое любимое!»
Директор музея Семен Кантор о выставке «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев» говорит, что если живопись этих художников вызывает интерес и признание у широкой зрительской аудитории, то не стоит делать вид, что в современной художественной жизни Одессы такого искусства не существует! Сама идея выставки была предложена внучкой Альбина Гавдзинского, который ушел из жизни год тому назад. Позже к проекту присоединились семья Владимира Литвиненко и коллекционер Сергей Костин.
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
После того буйства красок и эпатажа, которые обычно наполняют залы этого музея, работы кажутся каким-то «тихими». Но постепенно проступают цвет и свет, как на морских камешках, на которые плеснула волна. И как бы ни разнились представленные на выставке художники, у них есть общее: неброские, но залитые светом пейзажи, цветы и… Одесса — у каждого своя.
А. Гавдзинский
А. Гавдзинский
  • В. Литвиненко
  • Г. Малышев
  • А. Гавдзинский
  • В. Литвиненко
работа Г. Малышева
работа Г. Малышева
Альбин Гавдзинский (1923 — 2014) — это необычное созвучие имени и фамилии похоже на отшлифованные морем стеклышки, их хочется перекатывать во рту, как монпансье. А еще можно прибавить к ним красивое слово «маринист». После Айвазовского? Да. Но только у него, у Гавдзинского, море — доброе, летнее, одомашненное. Не стихия, а большой теплый друг, среда обитания, созерцания, «солнцеваляния».


«Движение света, воздуха, бликов — все это бесконечное движение, которое нужно очень быстро ухватить, очень быстро ощущая цвет, передать на холст. Мало художников, которые могут сейчас сделать вот такую пленэрную живопись».
Г. Богуславская, зав. выставочного отдела
Одесского художественного музея
Удивительна судьба этого народного художника Украины. В 15 лет (1938 г.) он становится лауреатом конкурса журнала «Юный Художник» с работами «Шевченко в группе крепостных» и «Крылечко».
Талантливый паренек (родившись в селе Бобрик Первый, на севере Одесской области), посещал две студии изобразительного искусства — в одесском Дворце пионеров и Доме творчества. Потом — одесская Грековка, преподаватели — М. Муцельмахер, П. Пархет, Ю. Бершадский, и после первого курса — война. После авиационной школы он становится инструктором подготовки летчиков-истребителей.
В 1946-м Гавдзинский возвращается в Грековку, заканчивает ее в 1950-м с отличием и, как лучший выпускник, получает рекомендацию в Рижскую Академию Художеств. Дальше в его биографиях (Википедия и др.) пишут «предпочел отправиться на строительство Каховской ГЭС».
Альбин Станиславович вспоминал: «…дали мне направление по моему желанию пойти в пятый рейс „Славы“ — от Одессы ходила китобойная флотилия. Я прошел медкомиссию, был зачислен марсовым матросом … восемь часов в сутки я должен был отработать. И потом в личное свободное время я могу собирать материал для картины о китобоях. Это моя мечта была. Ну, я подготовился: холсты, подрамники… На шесть месяцев. Потом мне заменили марсового. Короче говоря, я остался за бортом… И так получилось, что я уже не попал в Академию — там уже шли экзамены. А тогда были коммунистические стройки, и началась стройка в Новой Каховке. И я по собственному желанию туда поехал». («Смутная алчба», Е. Голубовский, Е. Деменок)
За 9 лет (1951−1960) работы на строительстве Каховской ГЭС художник создал 237 полотен и подарил их этому городу.
Произведения Гавдзинского находятся в художественных музеях Киева, Одессы, Москвы, Санкт-Петербурга, Николаева, Херсона, Львова, Севастополя, Алупки, а также в частных коллекциях Германии, Франции, Японии, России, Великобритании, Испании, Польши, Канады, Австралии и США.
картина А. Гавдзинского
картина А. Гавдзинского
Интересно, что живопись Гавдзинского причисляют к реализму, а работы другого представленного на выставке мастера — Литвиненко, — к импрессионизму. Сам же Гавдзинский признавался, что самое сильное влияние на него оказал импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
, особенно Сислей. Да и как провести четкую грань, когда оба художника взращены на одесском солнце и одесской экспрессии?
«Как и Альбин Гавдзинский, так и Владимир Литвиненко, сквозь всю жизнь пронесли верность южнорусской школе, импрессионизму, одесскому солнцу» — пишет Евгений Голубовский.
работа В. Литвиненко и деталь этой работы — ниже
работа В. Литвиненко и деталь этой работы — ниже
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Истинно одесская палитра! Вообще, судьба к Владимиру Литвиненко (1930−2011) была чуть более благосклонна: когда началась война, он был 11-летним пацаном. Художнику повезло работать во Франции, где он сотрудничал с аукционом «Acole». Быть может, оттуда он «привез» свой «зеленый период», но не исключено, что контрастное сочетание тонов он черпал в украинской народной живописи. Это лишь одно из настроений художника, очень многогранного — и по манере, и по гамме, и по жанровому разнообразию.
Звание заслуженного художника Литвиненко получил лишь на 74-м году жизни.
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Геннадий Малышев (1923−1999) — из той же плеяды «грековцев», и той же одесской живописной школы, он — ученик Л. Мучника, Д. Фруминой, М. Муцельмахера.
Одного года рождения с Гавдзинским, Малышев побывал на войне, служил танкистом, участвовал в Курской битве, был дважды ранен, а в Грековку поступил совсем уж во взрослом возрасте — в 1950-м, в год, когда Гавдзинский ее закончил.
Малышева называют «поэтом Большого Фонтана».
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
«Для поэзии, в отличие от прозы, характерны лапидарность при максимальной образности, ритмическая организация частей композиции в контексте мелодической напевности всего произведения. Таковы и живописные произведения Малышева.
…Он живописал, как поющая хвалу солнцу птица».

Александр Сизиф, Институт футуристических исследований
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Кроме художественного значения, работы Малышева, жившего с семьей на Большом Фонтане и живописавшего его, приобретают теперь историческое значение: современная застройка полностью изменила эти некогда вольные просторы.

Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Большая часть картин этого художника разошлась «по рукам» — он попросту раздаривал свои работы.
Кроме пейзажей и натюрмортов, на выставке представлена серия иллюстраций к сказкам. В этих работах, не лишенных иронии, видна мастерская рука графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
.
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Любимые одесситы «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев»: летчик, пацан и танкист на пленэре
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
Григор Багдасарян. В дорогу
  • Реклама
В дорогу
2020, 75×75 см
Людмила Покачалова. Картина оберег «Ангелы-Хранители. Хрустальные»
  • Реклама
Картина оберег «Ангелы-Хранители. Хрустальные»
2024, 80×60 см
$3 409
Оригинал
Андрей Люмес. Подводные камни
  • Реклама
Подводные камни
2022, 30×40 см
$57
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$10 000
Оригинал
Все три художника писали яркую, солнечную жизнь.
И единственное, чего нет на их картинах — войны.
Выставка работ «одесских классиков» Гавдзинского, Литвиненко, Малышева продлится до 10 июня.

Заглавная иллюстрация — картина Владимира Литвиненко.