Нехарактерная, но очень притягательная выставка проходит до 10 июня в одесском Музее современного искусства: в экспозиции «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев» представлено искусство, так сказать, «оппонентов» — реализм
и импрессионизм, хотя обычно этот музей экспонирует одесский андеграунд
и контемпорари арт. Настоящая «Одесская классика», как гласит и общее название проекта.
Лето медленно и неуверенно прокрадывается в город, помечая солнечными бликами лица, дома, деревья, прорываясь слепым дождем и теплым ветром. И вдруг на ленте Фейсбука появляется стол, покрытый белой скатертью, с рассыпанными на ней виноградинками и наполовину съеденной дыней. Отдельно долька тут же, и нож — можно еще отрезать. Все это восхитительно, сахарно белеет на фоне искрящегося, бликующего, почти белого моря.
Дача! Лето! Одесса! И — возглаc радости в комментариях, — «Гавдзинский! Мое любимое!»
Директор музея Семен Кантор о выставке «Гавдзинский, Литвиненко, Малышев» говорит, что если живопись этих художников вызывает интерес и признание у широкой зрительской аудитории, то не стоит делать вид, что в современной художественной жизни Одессы такого искусства не существует! Сама идея выставки была предложена внучкой Альбина Гавдзинского, который ушел из жизни год тому назад. Позже к проекту присоединились семья Владимира Литвиненко и коллекционер Сергей Костин.
После того буйства красок и эпатажа, которые обычно наполняют залы этого музея, работы кажутся каким-то «тихими». Но постепенно проступают цвет и свет, как на морских камешках, на которые плеснула волна. И как бы ни разнились представленные на выставке художники, у них есть общее: неброские, но залитые светом пейзажи, цветы и… Одесса — у каждого своя.
А. Гавдзинский
работа Г. Малышева
Альбин Гавдзинский (1923 — 2014) — это необычное созвучие имени и фамилии похоже на отшлифованные морем стеклышки, их хочется перекатывать во рту, как монпансье. А еще можно прибавить к ним красивое слово «маринист». После Айвазовского? Да. Но только у него, у Гавдзинского, море — доброе, летнее, одомашненное. Не стихия, а большой теплый друг, среда обитания, созерцания, «солнцеваляния».
«Движение света, воздуха, бликов — все это бесконечное движение, которое нужно очень быстро ухватить, очень быстро ощущая цвет, передать на холст. Мало художников, которые могут сейчас сделать вот такую пленэрную живопись».
Г. Богуславская, зав. выставочного отдела
Одесского художественного музея
Одесского художественного музея
Удивительна судьба этого народного художника Украины. В 15 лет (1938 г.) он становится лауреатом конкурса журнала «Юный Художник» с работами «Шевченко в группе крепостных» и «Крылечко».
Талантливый паренек (родившись в селе Бобрик Первый, на севере Одесской области), посещал две студии изобразительного искусства — в одесском Дворце пионеров и Доме творчества. Потом — одесская Грековка, преподаватели — М. Муцельмахер, П. Пархет, Ю. Бершадский, и после первого курса — война. После авиационной школы он становится инструктором подготовки летчиков-истребителей.
Талантливый паренек (родившись в селе Бобрик Первый, на севере Одесской области), посещал две студии изобразительного искусства — в одесском Дворце пионеров и Доме творчества. Потом — одесская Грековка, преподаватели — М. Муцельмахер, П. Пархет, Ю. Бершадский, и после первого курса — война. После авиационной школы он становится инструктором подготовки летчиков-истребителей.
В 1946-м Гавдзинский возвращается в Грековку, заканчивает ее в 1950-м с отличием и, как лучший выпускник, получает рекомендацию в Рижскую Академию Художеств. Дальше в его биографиях (Википедия и др.) пишут «предпочел отправиться на строительство Каховской ГЭС».
Альбин Станиславович вспоминал: «…дали мне направление по моему желанию пойти в пятый рейс „Славы“ — от Одессы ходила китобойная флотилия. Я прошел медкомиссию, был зачислен марсовым матросом … восемь часов в сутки я должен был отработать. И потом в личное свободное время я могу собирать материал для картины о китобоях. Это моя мечта была. Ну, я подготовился: холсты, подрамники… На шесть месяцев. Потом мне заменили марсового. Короче говоря, я остался за бортом… И так получилось, что я уже не попал в Академию — там уже шли экзамены. А тогда были коммунистические стройки, и началась стройка в Новой Каховке. И я по собственному желанию туда поехал». («Смутная алчба», Е. Голубовский, Е. Деменок)
За 9 лет (1951−1960) работы на строительстве Каховской ГЭС художник создал 237 полотен и подарил их этому городу.
Произведения Гавдзинского находятся в художественных музеях Киева, Одессы, Москвы, Санкт-Петербурга, Николаева, Херсона, Львова, Севастополя, Алупки, а также в частных коллекциях Германии, Франции, Японии, России, Великобритании, Испании, Польши, Канады, Австралии и США.
Произведения Гавдзинского находятся в художественных музеях Киева, Одессы, Москвы, Санкт-Петербурга, Николаева, Херсона, Львова, Севастополя, Алупки, а также в частных коллекциях Германии, Франции, Японии, России, Великобритании, Испании, Польши, Канады, Австралии и США.
картина А. Гавдзинского
Интересно, что живопись Гавдзинского причисляют к реализму, а работы другого представленного на выставке мастера — Литвиненко, — к импрессионизму. Сам же Гавдзинский признавался, что самое сильное влияние на него оказал импрессионизм
, особенно Сислей. Да и как провести четкую грань, когда оба художника взращены на одесском солнце и одесской экспрессии?
«Как и Альбин Гавдзинский, так и Владимир Литвиненко, сквозь всю жизнь пронесли верность южнорусской школе, импрессионизму, одесскому солнцу» — пишет Евгений Голубовский.
работа В. Литвиненко и деталь этой работы — ниже
Истинно одесская палитра! Вообще, судьба к Владимиру Литвиненко (1930−2011) была чуть более благосклонна: когда началась война, он был 11-летним пацаном. Художнику повезло работать во Франции, где он сотрудничал с аукционом «Acole». Быть может, оттуда он «привез» свой «зеленый период», но не исключено, что контрастное сочетание тонов он черпал в украинской народной живописи. Это лишь одно из настроений художника, очень многогранного — и по манере, и по гамме, и по жанровому разнообразию.
Звание заслуженного художника Литвиненко получил лишь на 74-м году жизни.
Звание заслуженного художника Литвиненко получил лишь на 74-м году жизни.
Геннадий Малышев (1923−1999) — из той же плеяды «грековцев», и той же одесской живописной школы, он — ученик Л. Мучника, Д. Фруминой, М. Муцельмахера.
Одного года рождения с Гавдзинским, Малышев побывал на войне, служил танкистом, участвовал в Курской битве, был дважды ранен, а в Грековку поступил совсем уж во взрослом возрасте — в 1950-м, в год, когда Гавдзинский ее закончил.
Малышева называют «поэтом Большого Фонтана».
Одного года рождения с Гавдзинским, Малышев побывал на войне, служил танкистом, участвовал в Курской битве, был дважды ранен, а в Грековку поступил совсем уж во взрослом возрасте — в 1950-м, в год, когда Гавдзинский ее закончил.
Малышева называют «поэтом Большого Фонтана».
«Для поэзии, в отличие от прозы, характерны лапидарность при максимальной образности, ритмическая организация частей композиции в контексте мелодической напевности всего произведения. Таковы и живописные произведения Малышева.
…Он живописал, как поющая хвалу солнцу птица».
Александр Сизиф, Институт футуристических исследований
…Он живописал, как поющая хвалу солнцу птица».
Александр Сизиф, Институт футуристических исследований
Кроме художественного значения, работы Малышева, жившего с семьей на Большом Фонтане и живописавшего его, приобретают теперь историческое значение: современная застройка полностью изменила эти некогда вольные просторы.
Большая часть картин этого художника разошлась «по рукам» — он попросту раздаривал свои работы.
Кроме пейзажей и натюрмортов, на выставке представлена серия иллюстраций к сказкам. В этих работах, не лишенных иронии, видна мастерская рука графика
.
Все три художника писали яркую, солнечную жизнь.
И единственное, чего нет на их картинах — войны.
И единственное, чего нет на их картинах — войны.
Выставка работ «одесских классиков» Гавдзинского, Литвиненко, Малышева продлится до 10 июня.
Заглавная иллюстрация — картина Владимира Литвиненко.