Регистрация

Мир как арт-бук. Книжный Арсенал в Киеве – форум литературы и искусства.

Мне нравится5       0  

Главным событием, открывающим в Киеве «климатическое» лето, последние пять лет становится Книжный Арсенал в Мыстецьком Арсенале. Начинался он как книжная ярмарка, но почти сразу стал развиваться как масштабное арт-событие. Все его элементы достойны внимания: это ярко, концептуально, интересно, представительно. Именитые художники и новые имена, презентации шикарных исследований по искусству и милый «самиздат» — смотрим, участвуем, читаем!

Будьте готовы к тому, что объекты, представленные на Книжном Арсенале — не только книги! У мероприятия — свой путь на стыке культурных сфер.
Справа: Андрей Хир. Стул братьев Кон, редизайн, начало ХХ ст. Дерево, рога, папье-маше.
Конечно, Книжный Арсенал не превратился в эдакий гибридный «перформанс». Своей продукцией абсолютно всех жанров и направлений, не говоря уже о ценовых категориях, украинские и зарубежные издательства здесь прежде всего торгуют. А встречи с известными литераторами из разных стран считаются главной составляющей культурной программы. Тем не менее, Книжный Арсенал — давно более, чем специфический «книжный» форум.
  • Непростые. Папье-маше, дерево, акрил×
    Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
    читать дальше
    . 2015
  • Мир. Папье-маше, дерево, акрил×
    Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
    читать дальше
    . 2015
Основной акцент организаторы делают на связях литературы с изобразительным искусством. В самом широком смысле: саму книгу как единство текста, визуального содержания и полиграфического исполнения здесь, на Книжном Арсенале в МА, априори считают арт-буком.
Андрей Хир. Книга Забобоны (Книга Суеверия).
Тексты: цитаты из этнографических работ.
Иллюстрации: Андрей Хир. Верстка: Оксана Хир. 2014.
В итоге, чем дальше, тем заметнее, КА становится специализированным «книжно-художественным» форумом с акцентом на «художественную» составляющую. Где, помимо всего прочего, можно по издательским ценам купить и лучшие альбомы и монографии по искусству, а для желающих — просто самые красивые детские книги с лучшими иллюстрациями. Впрочем, и «настоящих», авторских арт-буков в Арсенале обычно предостаточно, а по их созданию еще и проводят мастер-классы.

Галерея исторических портретов под названием «Великие украинцы» в свое время изрядно насмешила всю страну. Собирал (точнее, заказывал неведомым художникам) возвышенные изображения князей в виде казаков с оселедцями, гетманов и политических деятелей нардеп и бизнесмен, старший брат действующего тогда президента Виктора Андреевича Ющенко, Петр Андреевич Ющенко.

Ради топорных «новоделов» он даже надумал построить арт-центр на Андреевском спуске в столице (памятный знак об этом решении по сей день пугает киевлян напротив Боричевого тока).
«Украинцы» долго пылились в Украинском доме — когда им еще заведовала гендиректор и создательница МА в его нынешнем виде Наталья Заболотная. После окончания каденции Ющенко «галерея» со временем переехала на постоянное место жительства в Педагогический университет.

Плакаты из серии «100 выдающихся деятелей Украины» клуба иллюстраторов Pictoric (куратор проекта — Павел Гудимов, «Я-Галерея»), на самом деле, уже не в первый раз выставляются на Книжном Арсенале. Но в этом году впервые они стали абсолютной реинкарнацией приснопамятных «Великих украинцев» Петра Ющенко. Не говоря уже о том, что до Арсенала были с помпой представлены в новооткрытой, на западноевропейский манер, галерее современного искусства ВР. Довольно-таки приятный воплощением, отдадим должное вкусу куратора Павла Гудимова!
В 2015-м году у «Великих украинцев» вместо пафоса, наконец, появилось чувство юмора.



Плакаты с выставки можно было и купить. В виде открыток. Недорого, всего по 50 центов за штуку по курсу! Малевича берем?

Тенденцию по превращению банальной ярмарки по торговле книжками в представительное арт-мероприятие в этом году не отметил бы только самый ленивый гость Арсенала. И дело даже не в том, что пять дней форума оказались просто-таки переполнены мастер-классами (по книжной графике, созданию литографий и даже бумаги, и т. п.), встречами с «книжными» художниками, а также, разумеется, зашкалило количество пресловутых арт-буков (на КА проходили их выставки, презентовали авторские арт-буки и их авторов, а также учили созданию своих собственных ну очень художественных книг).
Наиболее заметными стали презентация изданного в Украине каталога нью-йоркской выставки «Инсценизация украинского авангарда 1910−1920 годов», новой, только что вышедшей из печати, монографии Галины Скляренко «Современное искусство Украины. Портреты художников», а также книг «Новое о Бурлюках» Евгения Деменюка,"Shifting Landscapes: Ukrainian Artists between Revolution and War" («Подвижный пейзаж: Искусство Украины между революцией и войной») Наталии Чермалых).
Студенты полиграфического факультета НТКУ «КПИ» (бывшего Политехнического института) — люди занятые. Очередь за авторским оттиском гравюр (изображение — на выбор) к ним не уменьшалась все дни работы Книжного Арсенала. Национальный гений Украины Тарас Шевченко, между прочим, тоже был гравером. Причем, стал академиком.
Артбук — это не обязательно дешево и сердито. Но уж точно доступно всем и каждому! Поэтому на Книжных Арсеналах их всегда пруд-пруди. В этот раз даже записные книжки ручной работы продавцы называли «арт-буками»! И подписывали загадочно, вроде: «Книга мыслей женщины».

«Еж» и «Чиж», «Мурзилка» и «Веселые картинки», а также известный всем детям в Украине журнал «Барвинок»… Художники, способные создавать такие фантастические издания для детей, не перевелись и сегодня. Правда, с хорошими журналами для маленьких все намного хуже…

Чем не картины «актуальных» художников? Но — нет, все куда серьезнее! Так выглядит современная детская книжная иллюстрация! На Книжном Арсенале в этом году работы были представлены в рамках спецпроекта под названием «Ярмарка иллюстраторов».

Выставка коллекции арт-буков Томаша Вильманського, а также множенство не менее любопытных мероприятий Книжного Арсенала, проходила при поддержке Польского Института в Киеве.

Выставки современного искусства и книжной графики, на фоне которых и бурлила культурная жизнь в Арсенале — вот что создало, так сказать, и текст, и контекст Книжного Арсенале-2015!
Спецпроекты молодых книжных иллюстраторов (и даже студентов полиграфического факультета Национального университета «Киевский политехнический институт», а также книжной графики из фондов Музея книги и книгопечатания Украины «Авангардний квартет. Книжная графика первой трети ХХ ст.» (Василий Ермилов, Георгий Нарбут, Василь Кричевський, Михайло Жук), в принципе, показались вполне традиционными для постсоветского «межмузейного» формата культурной программы.
  • обложки авторства Михаила Жука
  • работы Василя Кричевского
А прославившиеся как проект, которым совсем недавно открылась «своя» галерея современного искусства в украинском Парламенте, плакаты «100 выдающихся деятелей Украины» клуба иллюстраторов Pictoric (куратор выставки — Павел Гудимов, «Я-Галерея»), все же, наводят на мысли об извилистых путях официоза в стремящейся в Евросоюз Украине.

А как вам сам по себе факт, что как минимум, половина из 12 тыс. «квадратов» метража первого этажа МА, где и происходили основные события форума, целиком и полностью был отдан контепорари арту? Концептуальному искусству? Это точно стало революцией, после которой вернуться к мирной, ни к чему не обязывающей продаже книг, точно будет невозможно.
Выставка многолетнего проекта Карась Галереи «А4. Шариковая ручка» (художники рисуют шариковой ручкой на листе бумаге формата А4) отыскалась прямо среди стендов с литературой на продажу. Впрочем, на раскладке галериста Евгения Карася тоже можно было купить авторские альбомы участников «шариковой» инициативы.
Директор Института проблем современного искусства Украины Виктор Сидоренко известен не в последнюю очередь, как хороший художник. Однажды его авторский проект даже представлял Украину на Венецианской биеннале. Фантазии одного из самых известных и влиятельных арт-менеджеров страны и правда можно только позавидовать! Вам пришло бы в голову, что подобный «Объект» можно создать из папье-маше?
Лозунг «Искусство — в массы!» в Мыстецьком Арсенале воплотили буквально. Выставочные залы одновременно служили и местом презентаций, и местом встреч с публикой. Известный издатель Иван Малкович и политик Юрий Луценко очень органично смотрятся на фоне ироничных работ Игоря Гусева.
Любимица куратора Марины Щербенко художника Олеся Секереш тоже рисует «шариком». Но — монументальные полотна на ватмане! Очередной ее шедевр можно было увидеть в рамках коллективки «Paper.World.Art».

В целом, «бумажный» мегапроект Книжного Арсенала в этом году стал просто-таки бенефисом для авторов, с которыми тесно сотрудничает владелица ЩербенкоАртЦентра.
Грандиозная, занимающая большую часть из пресловутых тысяч «квадратов» выставка «Paper.World.Art» куратора Марины Щербенко (галереи «Боттега», «ЩербенкоАртЦентр») объединила (цитирую пресс-релиз) «скульптуры, объекты, инсталляции, коллажи, офорты, рисунки». Все — из бумаги, или же на бумаге. В числе участников экспозиции оказались как постоянные авторы галерей г-жи Щербенко вроде Олеси Секереш (на этот раз не в составе дуэта «Шапки»), так и гранды из грандов украинского современного искусства.
Александр Ройтбурд, Влада Ралко, Владимир Будников, Тиберий Сильваши, Виктор Сидоренко, Виктор Хоменко. Не обошлось и без «среднего» поколения суперстар нашей арт-сцены: Алексей Сай, Данила Галкин, Анна Надуда, Микола Кривенко — это далеко не полный список имен участников «когллективки».
Что совсем уж удивительно, при поистине циклопических масштабах и количестве «звездных» участников (в числе которых не видно было, разве что, членов группы Р.Э.П., из-за закрашенного лично гендиректором М. А. Натальей Заболотной мурала Владимира Кузнецова еще в 2013 году побившей горшки с Арсеналом), «Paper.World.Art» произвел очень целостное впечатление. Это — продуманный, лаконичный (да-да!), неэклектичный единый текст. Отстраненной-холодный, словно его вытесали изо льда, а не создали целиком из бумаги.
Инсталляция Терезы Барабаш — одна из тех, на фоне которых посетители с удовольствием фотографируются. По популярности на КС ее превзошла лишь упомянутая нами выше работа Виктора Сидоренко.


Напоминающие кораллы то ли изо льда, то ли из соли (на самом деле, снова-таки бумажные) инсталляции Анны Надуды не спутаешь ни с чем!

Вне зависимости от смен политической моды, работы художницы (и жены экс-главы Администрации Президента Януковича Сергея Левочкина) Зинаиды Лихачевой обязательно присутствуют на ведущих выставках Киева. А недавно Лихачева даже чуть было не согласилась официально представлять Украину на Венецианской биеннале (заодно и оплатить все расходы, связанные с участием страны в этом форуме). От Венеции девушка отказалась сама, когда начала разгораться шумиха из-за «назначения» кандидатов на поездку на биеннале. А на киевском КС ее инсталляция Red Paper, созданная из бумаги с распечатками разных текстов, принимают благодушно.
Картины Александра Ройтбурда всегда похожи на… исключительно и только картины самого Ройтбурда! И совершенно не важно, писаны они по холсту маслом, или гуашью на бумаге.

В своих акварелях Влада Ралко (автор не менее, чем у Ройтбурда, узнаваемых работ) на этот раз исследует тему тела, «травмированного модой». Или «шире — тела, травмированного культурой».

А пока еще малоизвестный художник, работающий под псевдо Raphus Cucullatus предпочитает просто рисовать портреты. Знакомых и незнакомых людей. Правда, сходство с оригиналами получается относительным. А стилистика до боли напоминает уличных художников-карикатуристов.

Виктор Мельничук. Иллюзия времени. Диптих. Бумага. цветные карандаши. 2010.

Ужгородский художник Виктор Мельничук (1979 г. р.) пока известен меньше своих киевских коллег. Тем не менее, он — в числе художников, которых опекает галерист и куратор Марина×Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. читать дальше Щербенко. Шансы на будущее у юноши хорошие, а его имя стоит запомнить.

Даниил Галкин. Из серии Nexus-2222. Автографика.

Даниил Галкин — один из самых ярких художников, сотрудничающих с галереями Марины Щербенко. Его проект Nexus-2222 был презентован в ее галерее «Боттега» еще в 2012 году.

Тем удачнее смотрелись занимающие «всего» по одному залу экспозиции «ЛайкХокку» Игора Гусева (Dymchuk Gallery) и «Забобоны» («Суеверия») Андрея Хира (арт-центр «Я Галерея»). Ироничные и неожиданные — так их можно охарактеризовать вкратце.
Причиной появления «ЛайкХокку» Гусева на Книжном Арсенал стала, как ни удивительно, именно литература. Еще во время событий на Майдане художник ежедневно стал выкладывать на своей страничке в Фейсбук написанные им собственноручно хокку. Ну, или что-то вроде того. Жанр, в итоге, получил название «лайкхокку» (по аналогии с модным сейчас словцом «лайфхак»). А г-н Гусев к КА издал — и сейчас презентовал его в «своем» зале, — целый альбом «хоккнутой» поэзии со своими, разумеется, иллюстрациями.
На фоне развеселого Гусева даже экс-министр МВД Украины, а ныне — председатель партии Блок Петра Порошенко, во время встречи с читателями рассказавший, что много читать начал, сидя в тюрьме (и ему понравилось — чтение, а не тюремное заключение, разумеется), — показался вполне милым в своей искренности.

Альбом хокку Игоря Гусева визуально очень напоминает самиздатовские «авторские» поэтические сборники, бывшие писком моды в Киеве в 1990-х. Арт-буки, действительно, бессмертны!

Экспонаты за стеклянной витриной напомнили музей зоологии или типичный для провинции краеведческий музей. Игорь Гусев и на самом деле не без самоиронии размышляет на темы истории!
На фоне этих работ Гусева в зале «Хокку» проходили все литературные мероприятия.
«Забобоны» молодого художника Андрея Хира, включая стилдизованный под Велесову книгу арт-бук с таким названием, — надо просто видеть. Хотя отдающая орнаментальными узорами Триполья, граффити Киевской Руси, геометрией украинской вышивки и и даже шумерами с Аккадией, живопись (акрил×
Акрил – разговорное название водорастворимых красок, основой которых является акриловая смола. Связующий элемент - вода, обеспечивающая быстрое высыхание, после которого краски водой уже не растворяются, а смываются лишь специальными растворителями.
читать дальше
плюс масло плюс вышивка) затейника, исследующего архетипические страхи украинцев, уже объехала с «гастролями» чуть не всю страну, смотрится она на удивление непривычно. И запоминается надолго. Видимо, нащупал-таки эти самые «архетипы» художник Хир. А они и правда не оставляют равнодушных и не забываются.
Монохромная палитра Андрея Хира как нельзя лучше подходит для иллюстрации бинарных оппозиций мифопоэтической картины мира.
  • Виктор Мельничук. Иллюзия времени. Диптих. Бумага. цветные карандаши. 2010.
  • "Холера значит хаты. Где напишет, там люди мрут"
На этом список арт-мероприятий Книжного Арсенала не заканчивается. В нашем отдельном обзоре — тайны и парадоксы «Кодекса Серафини» (Codex Seraphinianus). Книга, написанная и проиллюстрированная итальянским архитектором и промышленным дизайнером Луиджи Серафини в конце 1970-х годов (не без намеков на искусство Леонардо, Эшера и образах эпохи «Битлз»), до сих пор дразнит взоры и будоражит воображение.
Что ж, книжный мир без визуального ряда — буквы на ветер! Это еще раз доказал Книжный Арсенал в мае 2015-го. Уверены, традиции продолжатся.
КомментироватьКомментарии
HELP