«Всегда ори с толпой — мое правило. Только так ты в безопасности…» — перечитав роман Оруэлла, мы выбрали картины знаменитых художников, которые звучат в унисон с цитатами романа, и навестили Прагу, где несколько лет тому отмечали своеобразный юбилей — 30-летие «оруэлловского» 1984-го.
Вашему вниманию — «вечные» цитаты романа-антиутопии Джорджа Оруэлла, опубликованного в 1949 году, в сопровождении картин мастеров из разных эпох. Составляйте свой ассоциативный ряд, и — думайте, господа, улыбаясь! Ибо «…если ты чувствуешь, что оставаться человеком стоит — пусть это ничего не дает, — ты все равно их победил».
- В массе своей люди слабы и трусливы, не готовы к свободе и боятся правды, а значит, надо, чтобы кто-то сильный управлял ими и обманывал их.
Прогулка заключенных (по мотивам Доре)
11.02.1890, 80×64 см
- Первая и простейшая ступень дисциплины, которую могут усвоить даже дети, называется на новоязе самостоп. Самостоп означает как бы инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли. Сюда входит способность не видеть аналогий, не замечать логических ошибок, неверно истолковывать даже простейший довод, если он враждебен ангсоцу, испытывать скуку и отвращение от хода мыслей, который может привести к ереси. Короче говоря, самостоп означает спасительную глупость.
Корабль дураков
1490-е
, 57.8×32.5 см
«В конце концов партия объявит, что дважды два — пять, и придется в это верить. Рано или поздно она издаст такой указ, к этому неизбежно ведет логика ее власти. Ее философия молчаливо отрицает не только верность твоих восприятии, но и само существование внешнего мира. Ересь из ересей — здравый смысл».
- Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует.
Человекообразный комод
1936, 25×43 см
— И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой. «Кто управляет прошлым, — гласит партийный лозунг, — тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым».
Великий век
1954
— Всегда ори с толпой — мое правило. Только так ты в безопасности.
- Бежать было некуда. У вас ничего не оставалось своего, разве что несколько кубических сантиметров внутри черепной коробки.
Крик
1910, 83.5×60 см
— Человек, быть может, не столько ждет любви, сколько понимания.
Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)
1901, 73×60 см
— Постоянный мир был бы то же самое, что постоянная война.
Война — это мир.
Война — это мир.
Герника
1937, 349.3×776.6 см
- Каких взглядов придерживаются массы и каких не придерживаются — безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет.
Ковен, или великий козел
1823, 140.5×435.7 см
- Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен.
Набросок головы Люсьена Фрейда
1967, 36×31 см
- Если мы хотим навсегда избежать равенства людей, если Высшие, как мы их назвали, хотят навеки занимать свое место, то доминирующим состоянием духа людей должно стать организованное безумие.
Шахматный игрок
1930, 36.3×48.4 см
— Чтобы понять природу современной войны — а это всегда одна и та же война, несмотря на постоянные перегруппировки, — нужно прежде всего уяснить, что она никогда не носит решающего характера.
— Главной целью современной войны (в соответствии с принципами двоемыслия эта цель одновременно признается и не признается руководящей верхушкой Внутренней Партии) является использование промышленной продукции без повышения жизненного уровня народа.
…Таким образом, сегодняшняя война, если судить по меркам предыдущих войн, просто жульничество. Она напоминает битву между жвачными животными с подрезанными рогами. Но хотя война ирреальна, она не бессмысленна. Она поглощает излишки производства и поддерживает ту особую атмосферу духа, в которой и нуждается иерархическое общество.
— Главной целью современной войны (в соответствии с принципами двоемыслия эта цель одновременно признается и не признается руководящей верхушкой Внутренней Партии) является использование промышленной продукции без повышения жизненного уровня народа.
…Таким образом, сегодняшняя война, если судить по меркам предыдущих войн, просто жульничество. Она напоминает битву между жвачными животными с подрезанными рогами. Но хотя война ирреальна, она не бессмысленна. Она поглощает излишки производства и поддерживает ту особую атмосферу духа, в которой и нуждается иерархическое общество.
Война (Всадница раздора)
1894, 195×114.5 см
— Сколько человечество помнит себя, возможно с конца неолита, в мире всегда было три группы людей: Высшие, Средние и Низшие… Даже после колоссальных потрясений и, казалось бы, необратимых перемен эта структура вновь утверждала себя, как гироскоп всегда возвращается к равновесию, как бы он ни отклонился.
Если соблюдаешь маленькие правила, можно нарушать большие.
Большая рыба поедает маленькую рыбёшку
1556, 21.6×30.7 см
Последствия всякого действия заключены в самом действии.
Клевета
1497, 62×91 см
— Мы уничтожаем слова, десятки, сотни слов каждый день. Мы сокращаем язык до предела.
…если тебе потребуется более сильная форма слова «хорошо», какой смысл иметь целую цепочку неопределенных, бесполезных слов вроде «отлично», «превосходно»и т. д. «Плюсхорошо» все это выразит…
…если тебе потребуется более сильная форма слова «хорошо», какой смысл иметь целую цепочку неопределенных, бесполезных слов вроде «отлично», «превосходно»
Фокусник
1502, 53×65 см
- Днем и ночью монитор забивает уши цифрами, доказывая, что сегодня люди лучше питаются, лучше одеваются, лучше отдыхают, живут в лучших домах и значительно дольше, работают меньше, что они стали выше ростом, здоровее, сильнее, счастливей, умнее, образованней, чем пятьдесят лет назад.
Черная овца
XXI век
«Мы встретимся там, где будет светло». Это было сказано спокойно, почти небрежно, просто слова, а не команда.
Рай
1909
История пражского пепелища, рассказанная на новоязе
В Ярмарочном дворце в октябре 2014 года царила атмосфера и образы знаменитого романа «1984», которые представил Иржи Созанский (Jiří Sozanský). «Неуютный» современный художник уже не первый год будоражит совесть и память публики, и его скульптуры (псы войны? жертвы био-экспериментов?) — не из тех, что нравятся случайным туристам. Нынешний проект — итог размышлений о природе тоталитаризма и о хрупкости бытия и сознания. А еще — все это «слишком актуально»: о романе Оруэлла, увы, это можно сказать во все времена и в разных странах.…В 1974 году пражский Ярмарочный дворец пережил пожар. Десять лет спустя, аккурат в 1984, на руины попал Иржи Созанский, основным мотивом творчества которого всегда был человек, поставленный в условия борьбы с тоталитаризмом. Художник посчитал сгоревшее здание идеальными декорациями для воплощения идей английского писателя, оказавшихся пророческими. Обстановку дворца Созанский запечатлел на фото, которые позже использовал для создания картин, скульптур, рисунков и коллажей. В честь сорокалетия со дня пожара Иржи Созанский вновь придал этим стенам гнетущий вид.
«У него возникло такое чувство, как будто он бредет по лесу на океанском дне, заблудился в мире чудищ и сам он — чудище». Джордж Оруэлл, «1984».
«Ключевое слово здесь — белочёрный. Как и многие слова новояза, оно обладает двумя противоположными значениями. В применении к оппоненту оно означает привычку бесстыдно утверждать, что черное — это белое, вопреки очевидным фактам… В применении к члену партии — благонамеренную готовность назвать черное белым, если того требует партийная дисциплина. Но не только назвать: ещё и верить, что черное — это белое, больше того, знать, что черное — это белое, и забыть, что когда-то ты думал иначе. Для этого требуется непрерывная переделка прошлого, которую позволяет осуществлять система мышления, по сути охватывающая все остальные и именуемая на новоязе двоемыслие» — Джордж Оруэлл, «1984».
Титульная иллюстрация: Рене Магритт. «Ящик Пандоры», 1951
Выставка Jiří Sozanský: 1984 Rok Orwella
Выставка Jiří Sozanský: 1984 Rok Orwella