Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

Музей в Оттаве: в коллекции - плюс шесть ценных работ Гюстава Доре. Подарки с выставки!

  1 
Что делает честный и богатый человек, ошеломленный выставкой Гюстава Доре? Правильно: покупает картину и дарит ее музею. Именно так произошло в Канаде. После завершения в сентябре выставки «Мастер Воображения» (Master of Imagination) в Национальной галерее (Оттава) несколько работ знаменитого французского «народного художника» Доре, как называл его Винсент Ван Гог, остались в Оттаве. Что интересно, одна — масштабный полноцветный пейзаж, а не привычная графика. Есть и скульптура.
Музейщики в восторге: коллекция европейского искусства теперь не имеет зияющих пробелов, коль там представлены работы Доре! Основные из тех 6, которые пополнили музейное собрание, были подарены музею, что-то было приобретено галереей. Тоже, видимо, «позитивный» шлейф удачно проведенной выставки!

«Для нас очень важно показать, что французское изобразительное искусство второй половины 19 столетия — это не только импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
, натурализм
Термин «натурализм» достаточно редко употребляют по отношению к тому направлению в живописи, которое он в действительности обозначает. Во-первых, направление само по себе состоит из разрозненных региональных школ. Во-вторых, на имидж натурализма сильно повлияло литературное направление с таким же названием, что вызвало изрядную путаницу. Наконец, в-третьих, натурализм – направление, имевшее неосторожность зародиться и окрепнуть практически одновременно с импрессионизмом, а потому получившее статус самостоятельного уже задним числом. Читать дальше
и символизм» — говорит главный куратор музея, Поль Ланг (Paul Lang), «но также и произведения художников, которые шли только вслед за своим воображением. Это „другое“ французское 19 столетие в искусстве, и оно не менее значительно».
Сегодня Гюстав Доре (Gustave Dorе, 1832 — 1883) больше всего известен как иллюстратор: он буквально оживляет книжные тексты, от Библии до Бальзака, от Сервантеса, Лафонтена и Перро до Шекспира и Гюго. Французский гений уже в 10 лет проиллюстрировал «Божественную комедию» Данте, в 15 начал профессиональную карьеру карикатуриста, а в 16 стал самым высокооплачиваемым иллюстратором книг во Франции. Наиболее известны гравюры Доре (уже одно это словосочетание стало визитной карточкой творца), однако он работал в самых разных жанрах и техниках, включая акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
, живопись и скульптуру.

Поль Гюстав Доре. Совы
Что интересно, Гюстав Доре творил по расписанию: утром графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
, потом живопись, а вечером — снова графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
.
«Дар Лох-Ломонда» (Souvenir of Loch Lomond, 1875) — масштабное полотно двухметровой длины (заглавная иллюстрация новости), на котором показано известное Шотландское озеро во всей красе. Дивный вид, облака, одинокий охотник… Как и все картины Доре, этот вид также навеян литературной цитатой: читаем поэму Вальтера Скотта «Дева озера», и любуемся картиной!
До недавнего времени работа находилась в коллекции «известного французского аристократа», семья которого приобрела работу непосредственно у художника.
Поль Гюстав Доре. Поэма о старом моряке
Поль Гюстав Доре. Поэма о старом моряке
Также среди работ Доре, пополнивших коллекцию музея — две иллюстрации к истории Самуэля Колдриджа «Поэма о старом моряке» (1875) и два ранних издания этой книги.

Вообще, в сюжете книги есть богатая «пища» для воображения художника. Старый моряк рассказывает о своих приключениях: корабль попал в шторм, который унес его аж в Антарктиду, но тут появился добрый вестник — альбатрос! Он выводит корабль из льдов, но моряк неизвестно почему убивает птицу из арбалета. А это влечет за собой смертельное проклятие…

На одном из рисунков, который отныне получил свою «приписку» в Канаде, моряк показан в окружении мертвого экипажа. Галерея Оттавы приобрела эту работу на арт-ярмарке в Париже.

Скульптура «Судьба и Любовь» (Fate and Love (La Parque et l’Amour), 1877) высотой в один метр, изображает Эроса, греческого бога любви, и богиню Атропос, старшая из трёх мойр — богинь судьбы. Доре черпал вдохновение в образе «Мадонны Брюгге», созданном Микеланджело, и показал собственное недюжинное мастерство и воображение при «изложении» иносказаний. Данную работу Гюстав Доре сделал «по мотивам» своей монументальной скульптуры, которая была выставлена в Парижском Салоне в 1877 году.


Все работы Гюстава Доре, пополнившие коллекцию Национальной Галереи, уже можно увидеть в ее залах. Кстати, там открылась еще и выставка Морица Эшера!
  1 
 Comments
To post comments log in or sign up.