Sign up

Арт-криминал: электрик Пикассо, «Сырость» Баскии и исчезнувшая коллекция

  4 
Бывший электрик, который так и не смог доказать, что найденные у него работы Пабло Пикассо были подарены ему автором; картина Жана-Мишеля Баскии, которая стала «соломинкой, переломившей спину верблюда»; коллекция стоимостью в 300 миллионов евро, сгинувшая на просторах Китая… Все эти три события объединяет одно: они оказались в центре внимания арт-мира на минувшей неделе.

Электрик Пикассо

Многолетнее судебное дело против электрика Пабло Пикассо, похоже, подошло к концу. Апелляционный суд во Франции оставил в силе вердикт предыдущей инстанции: Пьер Ле Геннек и его жена Даниэль к двухлетнему тюремному заключению условно. Дело началось в 2010 году, когда Ле Геннек попытался установить подлинность части произведений Пикассо, спрятанных в его гараже. В конечном итоге у него было найдено 271 произведение — рисунки, литографии и чрезвычайно редкие кубистские коллажи, датируемые примерно с 1900-го по 1930 год.
Пьер Ле Геннек с женой. Фото: Boris Horvat / AFP
Сначала Ле Геннек заявил, что устанавливал сигнализацию в нескольких домах Пикассо и получил работы в подарок. То, что все они не были подписаны, вызвало обеспокоенность у администрации, управляющей наследием художника. Его сын Клод Руис Пикассо сказал, что отец никогда не раздавал недатированные и неподписанные работы. Но на апелляции Ле Геннек заявил, что жена Пикассо Жаклин спрятала в его доме сумки с работами мужа, а затем позволила оставить себе одну в благодарность за услугу.

В первый раз суд признал Ле Геннека виновным в краже на 100 миллионов евро в 2015 году. Тогда его приговорили к двум годам лишения свободы условно, и вышестоящий суд оставил вердикт в силе. Однако три года спустя Высший суд Франции отменил приговор и назначил повторное рассмотрение дела. Последнее решение означает, что Ле Геннеку не грозит тюремное заключение, если он будет следовать требованиям суда.

«Сырость» Баскии

А британский суд распорядился заморозить по всему миру активы галериста и продавца произведений искусства Иниго Филбрика. Иски, поданные против него, «стоят» десятки миллионов долларов: он, якобы, продал или сдал взаймы работы, на которые у него не было права собственности или продажи.

Жан-Мишель Баския, «Сырость» (1982). Частная коллекция

Самый свежий иск касается картины Жана-Мишеля Баскии «Сырость» (1982) с изображением двух фигур, увенчанных нимбами. Филбрика обвиняют в том, что ввёл в заблуждение компанию, принадлежащую коллекционеру Александру Песко. Она заплатила 12,2 миллиона долларов за покупку доли картины. Поскольку тогда полная цена была заявлена в размере 18,4 миллиона, фирма получила 66% полотна. Но сейчас компания подняла скандал, утверждая, что реальная цена произведения — 12,5 миллиона долларов, а значит доля фирмы составляет 97%, то есть работа принадлежит ей почти полностью.

«Сырость» сейчас находится в розыске: истец потребовал определить её местонахождение и проведённые с ней сделки. Ранее картина выставлялась в Художественном музее Мори в Токио, где 17 ноября закрылась выставка «Жан-Мишель Баския. Сделано в Японии».

Иниго Филбрик. Фото: Patrick McMullan
Иниго Филбрик происходит из известной в арт-мире семьи и начинал свою карьеру в лондонской галерее «Белый куб». Ранее он управлял галереями в Майами и Лондоне, но обе они с недавних пор закрыты. Иски против галериста подали также инвестиционные компании из Сингапура и Германии. В них фигурируют, среди прочих, произведения Дональда Джадда и Яёй Кусамы.

Исчезнувшая коллекция

Сообщается, что в Китае исчезла коллекция произведений искусства стоимостью 300 миллионов евро. 342 пропавшие работы авторства Ансельма Кифера, Ренате Граф и Маркуса Люпертца принадлежат Марии Чен-Ту, немецкому коллекционеру тайваньского происхождения.
Произведения были переданы в аренду китайскому бизнесмену Ма Юэ, который обещал организовать выставки в китайских музеях. Он заявил, что ему было поручено также продать коллекцию. Однако его компания Bell Art, базирующаяся в Гамбурге, в январе начала процедуру банкротства. Чен-Ту сказала, что неоднократно просила вернуть ей собрание, и в июле обратилась к пекинским властям.

«Я попросил вернуть все работы, находящиеся в Китае, моей компании в Гонконге. Он не выполнил мою просьбу и проигнорировал поставленные сроки», — цитирует коллекционера немецкая пресса. Среди пропавших работ много ранних произведений Люпертца, гиганта послевоенного немецкого искусства. Сам художник на пресс-конференции в Пекине сказал: «Главная проблема в том, что мы не знаем, где находятся работы, где они хранятся и получают ли они необходимую защиту и уход».
Художник Маркус Люпертц. Фото: Sven Hoppe / dpa
В 2017 году произведения Ансельма Кифера, принадлежащего Чэнь-Ту, были представлены на выставке в пекинском музее Центральной академии художеств. Они стали предметом международного спора после того, как скульптор и его агенты публично раскритиковали показ (организованный той же компанией Bell Art) за то, что экспонаты отбирались без участия художника или апробации.

По материалам artnet. News, The Art Newspaper и Artsy
  4 
 Comments
To post comments log in or sign up.