Яёи Кусама (22 марта 1929, Мацумото, префектура Нагано, Япония) – японская художница, писательница и поэтесса, феминистка, мастер инсталляции и перформанса. Самая дорогая из ныне живущих художниц.
Особенности творчества художницы Яёи Кусамы: ее знаменитые узоры «в горошек» уже стали брендом – как и олицетворяющая его сама Яёи в узнаваемом облике: яркий парик, наряды из тканей с характерными орнаментами. Заголовки статей о художнице редко обходятся без упоминания психического заболевания. Действительно, особенности галлюцинаторного восприятия мира, вызванного психическими расстройствами, легли в основу творчества Яёи Кусамы. Оно базируется на идее повторяющихся паттернов – «сетей бесконечности» и пространств, покрытых горошинами и фаллическими символами, преобразовавшимися в некие коралловые рифы. Преодоление страхов через преумножение объектов – таков «рецепт» персональной арт-терапии художницы. Яёи Кусама называет себя «навязчивым художником» и предлагает зрителям пережить ее личностное восприятие действительности, увидеть мир так, как его видит она сама.
Известные работы художницы Яёи Кусамы: проекты Infinity Nets (1959), My Flower Bed (1962), Infinity Mirror Room (1965), Narcissus Garden (1966), Heaven and Earth (1991), Mirror Room Pumpkin (1991), Repetitive Vision (1996), Gleaming Lights on the Souls (2008), Walking in my Mind (2009), The Obliteration Room (2011), Коллекция для дома моды Louis Vuitton (2012)
Яёи Кусама родилась в богатой провинциальной семье, исповедующей традиционные ценности, характерные для японской культуры. В десять лет у Яёи случился первый приступ галлюцинаций – девочка рассматривала скатерть в цветочек, и в какой-то момент ей показалось, что цветочки начали распространяться на все поверхности предметов в комнате, на окна и стены. Это детское впечатление растворения в бесконечности впоследствии неоднократно станет одним из принципов, по которым Кусама создает свои инсталляции. Еще один страх – перед сексуальностью, развившийся у Кусамы в молодые годы под влиянием сложных отношений между ее родителями, - художница впоследствии многократно усилит и отобразит этот фактор в виде своеобразной символики.
Несмотря на сопротивление своей консервативной семьи, Яёи настойчиво занималась рисованием, училась классической японской живописи нихонга. В начале 50-х стартовала выставочная карьера художницы. Рисовала она много и неистово; на ее первой персональной выставке было представлено более 250 работ, выполненных, в том числе, в жанре сюрреализма.
По рекомендации психотерапевтов Кусама начинает искать возможность уйти из семьи и уехать из Японии. Как позже отмечала художница, к тому времени она стала считать японское общество «слишком маленьким, слишком рабским, слишком феодальным и слишком пренебрежительным по отношению к женщинам». Она пишет нескольким известным художникам, которым посылает свои акварели, и получает одобрительное письмо от
Джорджии О’Киф.
В 1957 году Яёи Кусама окончательно порвала с семьей и приехала в Нью-Йорк. Она попала в нужное место и в нужное время: в обществе, поглощенном изучением психоделических состояний, художник, интерпретирующий подобные личные переживания, вызвал неподдельный интерес. Тем более – японка, тем более – женщина. Фестивали боди-арта, модные показы, киносъемки, демонстрации против войны во Вьетнаме, хепенинги – Кусама погрузилась в гущу художественной и общественной жизни. В конце 60-х годов Яёи Кусама основала компанию Kusama Fashion Company Ltd и открыла бутик, где продавалась одежда, созданная по ее эскизам.
Большое влияние на творчество Кусамы оказал арт-критик и знаменитый американский минималист
Дональд Джадд, статьи которого сделали художницу известной (и с которым у нее был мимолетный роман). Она дружила с Джорджией О’Киф, Евой Гессе,
Энди Уорхолом, искусствоведом Гербертом Ридом. С художником-сюрреалистом Джозефом Корнеллом Кусаму связывали нежные платонические чувства: они рисовали друг друга, вели переписку, часто созванивались вплоть до смерти Корнелла в 1972 году. Его уход стал для Кусамы большой душевной травмой.
От живописи Кусама переходит к скульптуре и инсталляции, преодолевая внутренние страхи, демонстрируя зрителям собственные навязчивые идеи. Знаменитый узор из горошин становится узнаваемым, а Кусама получает ласковое прозвище «Дотти».
В 1966 году Кусаму пригласили принять участие в Венецианской биеннале, где она представила проект «Сад нарциссов» из полутора тысяч зеркальных шаров. В 1968 году фильм «Саморастворение Кусамы» (Kusama's Self-Obliteration), в котором снялась художница, получил несколько призов.
Вернувшись в Японию в 1973 году, художница продолжила создавать и демонстрировать произведения искусства, хотя на родине ее творчество было принято прохладно. В 1977 году после нервного срыва Яёи Кусама решила обратиться за помощью в токийскую психиатрическую клинику, где постоянно проживает по сей день; ее прекрасно оборудованная студия расположена в районе Синдзюку, в двух кварталах от клиники. Яёи Кусама научилась жить со своей болезнью, и при этом использовала все доступные возможности для того, чтобы самореализоваться в искусстве.
Кусама занялась литературным творчеством, выпустила ряд романов ( известен «Грот Хастлерс на Кристофер-стрит») и литературных сборников. В середине 80-х живопись снова в фокусе интересов художницы, и в ее творчестве появился еще один фигуративный элемент – тыква, а позже – еще один «фирменный» элемент – глаз.
В 1993 году Яёи Кусама стала первой женщиной-художницей, представившей искусство Японии в национальном павильоне страны на Венецианской биеннале. В 2006 году художница стала первой японкой, удостоившейся Императорской премии в области живописи, а 1 октября 2018 года в Токио открылся
музей Яёи Кусамы. Яёи Кусама – самая дорогая среди современных художниц: ее картина «Белый №28» (1960) была продана на торгах аукционного дома Christie's в 2014 году за 7,3 млн долларов.
Ее выставки – грандиозные мероприятия, привлекающие миллионы посетителей по всему миру (экспозиции гостят в разных странах), и «заполучить Кусаму» - мечта любого музея или галереи. Из относительно недавних резонансных событий -
представление певицей Адель песни в "Бесконечной зеркальной комнате" - инсталляции Яеи Кусамы.
Как говорит сама Яёи , «я борюсь с болью и страхом ежедневно, и единственный метод, который помогает мне справляться с болезнью, — это искусство».