Регистрация

Наследники начинают и выигрывают, а два шедевра обретают авторство: обзор громких арт-событий за неделю

Мне нравится3       0  
Если известный художник дарит вам своё произведение — требуйте письменного подтверждения. Иначе получите срок, как бывший электрик Пикассо, который утверждает, что знаменитый живописец просто так отдал ему рисунки на сотню с лишним миллионов евро. Также в этом обзоре — о том, что «коллекцию Гурлитта», который воображал себя Гобсеком, начали возвращать законным владельцам, а два шедевра живописи обрели подтверждённое авторство.

Два года условно за коробку рисунков

Пьера Ле Геннека (Pierre Le Guennec), служившего электриком у Пикассо, признали виновным в хранении краденного. Французский суд решил, что бывший рабочий всё же присвоил 271 работу мастера, а не получил в подарок, как утверждает. 75-летнему Ле Геннеку и его жене дали два года условного срока и предписали вернуть коллекцию Администрации Пикассо (Picasso Administration).
Пьер Ле Геннек и его жена Даниэль. Фото via Japan Times
Пара в отчаянии. «Мы честные люди, но, возможно, не знаем, как правильно говорить», — сказал Пьер после оглашения вердикта. Его супруга добавила: «Мы просто маленькие люди без громкого имени».
В свою очередь Администрация Пикассо и наследники художника не верят, что живописец запросто отдал такие сокровища. «Очень дерзкая попытка „скормить“ нам эту историю», возмущается дочь художника Майя Видмайер-Пикассо (Maya Widmaier-Picasso).
На фото слева — Майя Видмайер-Пикассо, справа — Катрин Ютен-Блэ
«Пикассо полностью доверял мне», парировал обвиняемый. Его слова подтвердила и Катрин Ютен-Блэ (Catherine Hutin-Blay), внучка художника. Она была знакома с электриком, и в суде сказала, что семья относилась к Ле Геннеку по-дружески. Однако и эта наследница сомневается, что дед подарил бы рабочему исключительную коллекцию.
А вот адвокат обвиняемых настаивает, что Пикассо со своей отменной памятью не мог не заметить пропажи двух с лишком сотен рисунков, если бы их и вправду украли. Защитник планирует подать апелляцию на решение суда.

Ле Геннек работал электриком на вилле Пикассо Норт-Дам-де-Ви (Notre-Dame-De-Vie) в начале 1970-х годов, незадолго до смерти художника в 1973 году. В сентябре 2010 года он показал в Париже коробку с ранними работами мастера. Это были редкие рисунки, литографии, портреты и коллажи периода 1900 — 1932 годов. Коллекция оценивается в 120 миллионов евро (130 миллионов долларов).

Первый Матисс «от Гурлитта» на пути к владельцам

Анри Матисс, «Женщина, сидящая в кресле», 1921 год
Очередной тектонический сдвиг произошёл в истории с так называемой «коллекцией Гурлитта». Глава немецкого Минкульта Моника Грюттерс (Monika Gruetters) подписала соглашение о реституции картины Анри Матисса «Женщина, сидящая в кресле» (1921). Теперь полотно, отобранное нацистами у коллекционера Поля Розенберга, вернётся его наследникам.
Поль Розенберг у картины Матисса «Одалиска в жёлтом халате», 1937 год

На фото: оператор снимает жилой дом в Мюнхене, где 17 ноября 2013 года были обнаружены шедевры живописи, насильно изъятые нацистами у евреев. Немецкий отшельник Корнелиус Гурлитт прятал в своей квартире сотни картин. Он отказался расставаться со своими сокровищами без боя. Фото AFP.

Незадолго до своей смерти в мае 2014 года 82-летний Гурлитт заявил, что эти полотна — любовь всей его жизни. В интервью журналу «Шпигель» (Der Spiegel) он сказал, что его отец — влиятельный арт-дилер нацистской эпохи — приобрёл картины законно. Нацисты поручили Хильдебранду Гурлитту продать картины, и за многие он, якобы, заплатил из своего кармана. Корнелиус, будучи его наследником, считал себя их законным владельцем.

После смерти Гурлитта его собрание взял на хранение Музей изобразительных искусств в Берне (Швейцария). Учреждение договорилось с правительством Германии, что все произведения, которые будут идентифицированы как изъятые нацистами, возвратятся законным владельцам. Сейчас своей очереди на реституцию ждут ещё два полотна Матисса.

Хай-тек на страже искусства

Исследователи из Университета прикладных наук финского города Ювяскюля (Jyväskylän ammattikorkeakoulu) окончательно установили, что картина «Стог сена в вечернем солнце» (1891) принадлежит кисти Клода Моне. Учёные обнаружили подпись художника и дату под слоем краски, используя гиперспектральную камеру от компании Specim.
Клод Моне, «Стог сена в вечернем солнце», 1891 год
Картина находилась в собственности Художественного фонда Гёста Серлакиуса с 1950-х годов, но до сих пор не прошла проверку подлинности, поскольку подпись была скрыта под слоем краски.
«Гиперспектральная камера делает одновременный снимок 256 волн разной длины в ближней инфракрасной области спектра, недоступной человеческому зрению. Многие пигменты, которые использовались ранее и употребляются ныне, имеют длину волн в частично или полностью прозрачном диапазоне. В этом случае можно измерить отражение света с поверхностного слоя и более глубоких уровней», — пояснил один их учёных.
Полотно и раньше показывали публике, как возможно принадлежащее кисти Моне, но теперь, благодаря высоким технологиям, зрители могут быть абсолютно уверены в его авторстве.

Что американцу копия, голландцу – Рубенс!

Дом Рубенса в Антверпене заявил, что картина, ценность которой не признал Метрополитен-музей в Нью-Йорке, оказалась подлинником Рубенса. Автором «Портрета молодой девушки» (возможно, Клары Серены Рубенс) является знаменитый живописец, а не его последователь, как предполагалось ранее, уверены голландцы.
Питер Пауль Рубенс, «Портрет молодой девушки» (возможно, Клары Серены Рубенс), ок. 1620 — 1623 годов
До 1930-х годов история картины была неясна, а в 1959 году эксперт Джулиус Хелд (Julius Held) понизил её статус до «копии кисти последователя Рубенса». В 2013 году портрет ушёл с молотка на распродаже Старых Мастеров на аукционе Sotheby’s.


Итоги торгов могли стать первым признаком того, что полотно ценнее, чем казалось: несмотря на эстимейт в скромные 20 — 30 тыс. долларов, оно было продано за впечатляющие 626,5 тысяч. Картину купил анонимный коллекционер из Лондона, а затем сдал в продолжительную аренду князю Лихтенштейна Хансу Адаму II (на фото). В коллекции монарха уже есть неоспоримый портрет дочери Рубенса, датируемый 1616 годом.

Впрочем, не все эксперты согласны приписывать «Портрет молодой девушки» знаменитому голландцу. Так, Дэвид Джеффи (David Jaffe), бывший главный куратор Лондонской национальной галереи и специалист по Рубенсу, называет авторство «сомнительным». Ну, а музей Метрополитен, который продал полотно как безынтересное, теперь занимается поиском фактов.
Пока же «Портрет молодой девушки» готовится к выставке «Личная жизнь Рубенса: мастер изображает семью» (Rubens in Private: the Master Portrays his Family). Экспозиция пройдёт с 28 марта по 28 июня в Доме Рубенса — в бывшей мастерской художника.
Изображение (предполагаемое!) Клары Серены — не первая работа, которая недавно получила статус подлинника Рубенса. «Похищение дочерей Левкиппа» (1610 — 1611) из Национального художественного музея архитектуры и дизайна в Осло в 1950 году также было «дисквалифицировано» Джулиусом Хелдом. Но недавно эксперт Нико Ван Хаут (Nico Van Hout) объявил в Лондонской Королевской академии, что полотно является оригиналом (изображение выше — финальная версия работы, подлинна — еще одна).
Циркуляция громких дел, связанных с искусством, впечатляет, как и серьезность преступлений и находок. Заметим, что на этой неделе наметился некий крен в сторону хороших новостей: справедливость торжествует в случаях с Матиссом, Моне и Рубенсом.
КомментироватьКомментарии
HELP