Sign up

8 нелепых арт-ограблений – от Дали до дважды украденного Ван Гога

I like9 
Арт-кражам присущи определённые элементы опасности, гламура, интриг и хитрости, которые делают их мистически привлекательными. Эти противозаконные, зачастую многомиллионные «подвиги» легли в основу сюжетов весьма занимательных фильмов. С другой стороны, такие преступления, как эпическое и нераскрытое ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне или акробатические выходки французского вора-спайдермена Вьерана Томича добавляют романтического ореола грабителям, по-кошачьи грациозно танцующим между лазерных лучей систем безопасности. Однако в реальности арт-преступления, как правило, гораздо менее изящны.
Чтобы спустить вас с киношных небес на грешную землю, мы перечислим несколько своих любимых нелепых арт-ограблений, часть которых провалилась из-за ошибок со стороны воров, а часть удалась, благодаря головотяпству со стороны музеев.

Грубая подделка под Дали

Начнем с необычного дела. На острове-тюрьме Райкерс близ Нью-Йорка в течение почти сорока лет находился эскиз, созданный Сальвадором Дали. Художник пожертвовал рисунок в 1965 году после того, как назвался больным в день, когда обещал провести урок рисования среди заключённых. Не желая разочаровывать осуждённых до конца, испанский художник набросал тушью изображение Иисуса Христа с терновым венцом на голове и поместил его в красную раму. Он отправил рисунок в учреждение с пожеланием, чтобы тот был размещён в тюремной столовой.
Представление работы Сальвадора Дали «Христос на кресте» в тюрьме на острове Райкерс. Фото: Leonard Detrick / NY Daily News Archive via artnet News
Спустя несколько десятилетий, когда произведение получило в кафетерии достаточно пятен от еды, чиновники решили перестраховаться и перенесли его в закрытый вестибюль — подальше от своих поднадзорных. Но в 2003 году четыре тюремных надзирателя решили, что смогут продать рисунок больше чем за миллион долларов, и разработали схему кражи.

Стражники рассчитывали устроить фальшивую пожарную тревогу, под шумок украсть работу и заменить её подделкой. Но в плане была одна слабая сторона: никто из них не обладал хотя бы минимальным художественным талантом. И хотя злоумышленникам удалось вывезти рисунок Дали из тюрьмы, их фальшивка вскоре выдала себя.
«Фальшивый Дали, казалось, был намалёван ребёнком, не умеющим рисовать», — писала газета New York Times. Ещё более показательно то, что подделку прикрепили к корпусу из оргстекла, что «немного уступало оригинальной оправе из красного дерева с позолотой». В конце концов, один охранник оказался в тюрьме, другой — на испытательном сроке, третий — под сделкой о признании вины, а четвёртый — на свободе. А вот рисунок Дали найти, к сожалению, не удалось.

Шина ценой в полмиллиарда долларов

Поломка автомобиля помешала тому, что могло бы стать крупнейшим арт-ограблением в истории. В апреле 1991 года вооруженные гангстеры присвоили два десятка полотен Винсента Ван Гога из Национального музея художника в Амстердаме. Один из воров прятался в музее после закрытия, а с наступлением темноты впустил своего сообщника.

Злоумышленники заставили охранников (одного из которых позже признали соучастником) отключить систему безопасности, а затем связали их. После этого парочка неторопливо — в течение 45 минут! — прогулялась по залам, осматривая работы. Выбрав наиболее привлекательные, воры упаковали их в сумки для одежды.
Винсент Ван Гог. Подсолнухи в желтой вазе

Винсент Ван Гог, «Подсолнухи в желтой вазе» (1889), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Впрочем, одно из самых впечатляющих ограблений обернулось также одним из самых коротких. Картины Ван Гога, многие из которых относились к позднему периоду творчества художника, были менее чем через час найдены в автомобиле у железнодорожной станции неподалёку. Оказывается, у второй машины, которая должна была подобрать грабителей, была пробита шина. И когда она не приехала на место встречи, напуганные бандиты отказались от «Подсолнухов», «Ирисов» и «Едоков картофеля», написанных голландским мастером, и дали дёру.

Произведения искусства, которые они так легко бросили, оценивались примерно в 500 миллионов долларов. За это преступление позже были арестованы четыре человека, включая охранника музея.

Соблюдайте пропорции

Иногда ворам, идущим на дело, стоит к своему преступному инструментарию помимо отмычек, пил и перчаток добавить ещё и измерительную рулетку. В 2012 году пара потенциальных вандалов ворвалась в стокгольмский музей, планируя скрыться с тремя картинами, включая сентиментальное полотно «Камера обскура» художника Карла Ларссона, создателя так называемого «шведского стиля живописи».

Однако бандиты не учли размеры своего автомобиля. Когда воры не смогли протиснуть в дверцу работу размером более метра в высоту и метр в длину, они были вынуждены её бросить и сбежать. Две меньшие картины были обнаружены в соседнем мусорном контейнере. Удивительно, что грабители приехали на компактном автомобиле американского производства. Лучше бы выбрали внедорожник.

Музеи тоже ошибаются

Если музей сглупил однажды, это позор. А вот если дважды за 30 с чем-то лет — тогда грабители испаряются с 50-миллионной картиной Ван Гога. Каирский музей Мухаммеда Махмуда Халила хранит одну из лучших на Ближнем Востоке коллекций европейского искусства XIX — XX веков. Однако он может похвастать не только шедеврами импрессионизма, но и дырками в инфраструктуре безопасности.

«Ваза с цветами» или «Маки» (ок. 1887) Винсента Ван Гога — натюрморт, украденный из музея Мухаммеда Махмуда Халила. Источник: Википедия

Натюрморт «Ваза с цветами» (ок. 1887), широко известный как «Маки» впервые выкрали из музея в 1978 году при невыясненных обстоятельствах, но обнаружили в Кувейте несколько лет спустя. К сожалению, опыт — «сын ошибок трудных» — ничему не научил персонал: маленькая, 30 на 30 см, картина снова была вынесена из музея в 2010 году. Началась комедия ошибок, поскольку власти вскоре после этого ошибочно объявили, что обнаружили работу у пары итальянцев в аэропорту Каира, а позже отозвали заявление.

Что касается воров, то для них это дело оказалось плёвым: во время совершения преступления в музее работали лишь семь камер из сорока трёх. Грабители смогли даже передвинуть диван, когда вырезали работу из рамы. И хотя в тот день во всём музее побывали лишь 10 посетителей, преступники и местонахождение произведения искусства остаются неизвестными по сей день.

11 студентов Оушена

А вот это фиаско вдохновило создателей фильма «Американские животные», вышедшего в 2018 году. В 2004-м четверо студентов из Кентукки, мечтающих о славе, попытались украсть из своей университетской библиотеки редкие книги на миллионы долларов, в том числе — первый экземпляр «Происхождения видов» Чарльза Дарвина, а также рисунки и зарисовки натуралиста Джона Джеймса Одюбона. Студенты рассказали, что вначале запоем смотрели фильмы об ограблениях, такие как «11 друзей Оушена», а книги надеялись продать через сомнительных подпольных посредников. Но вместо этого оказались в тюрьме.
Чтобы объяснить, что пошло наперекосяк, стоит рассказать всё сначала. Наспех спланированный заговор студентов включал дневной осмотр Коллекции редких книг в Университете Трансильвания, где они собирались оглушить библиотекаря, а затем отнести добычу к ожидающей снаружи машине. Во время первой неудачной попытки банда прибыла на экскурсию, прикинувшись стариками в плотных костюмах и с накладными усами. Только на месте они выяснили, что в тот день в штате было больше одного служащего, и пересмотрели план.

Вскоре парни вернулись уже без костюмов. Один из студентов ударил библиотекаря, но тот не потерял сознание, как они надеялись, а закричал от боли. Воры также недооценили вес фолиантов и побросали многие, когда покидали библиотеку через один из общественных выходов.
Студенты гуляли на свободе в течение нескольких недель, и даже поехали в Нью-Йорк, в аукционный дом Christie’s, надеясь получить сертификаты подлинности для своей добычи. Но последним звеном в цепи ошибок, приведших к неизбежному краху команды, стал цифровой прокол. Один из парней записался на приём в Christie’s, используя тот же электронный адрес, что и для похода на грабительскую экскурсию в библиотеку. Вскоре ко всем четверым пожаловало ФБР. Друзья отказались давать показания друг против друга, и все получили одинаковые семилетние сроки.

Бдительные болельщики

В стране воров наступает траур каждый раз, когда грабителя останавливают студенты колледжа, празднующие финал чемпионата Национальной футбольной лиги США. В феврале 2017 года сразу после полуночи трое студентов Бостонского университета возвращались в кампус, отметив победу любимой команды. Они заметили подозрительного мужчину, выходившего из разбитой стеклянной двери Galerie d’Orsay, с предметами, которые впоследствии оказались украденными произведениями искусства.

Несмотря на предшествующую вечеринку, молодые люди почувствовали неладное и гнались по улице за 29-летним преступником, пока не прибыла полиция. Вор, который был арестован за взлом и незаконное проникновение, обладал неплохим вкусом. Он выбрал офорты Жоана Миро и две работы Марка Шагала, но в конечном итоге пропустил нескольких «тяжеловесов» вроде Пикассо и Рембрандта, которые также были представлены в галерее.
Совладелица Galerie d’Orsay Салли Хиршберг с картиной Марка Шагала в окружении ребят, которые помогли спасти работу от грабителя. Фото: Jonathan Wiggs / The Boston Globe via artnet News

Наглость – не порок

В 2012 году румынский вор Раду Догару совершил эффектное преступление в музее Кюнстхал в Роттердаме, менее чем за 90 секунд сорвав со стен работы Пикассо, Моне и Гогена. Предрассветное ограбление было оценено в более чем 200 миллионов евро.

Но на суде, взяв на вооружение, мягко говоря, странную логику, ловкий преступник заявил, что это он — жертва мягких мер безопасности музея, и попытался предъявить учреждению иск за то, что оно сделало ограбление таким лёгким. «Я не мог себе представить, что в музее будут выставлены такие ценные работы, но под таким слабым наблюдением», — сказал он на слушаниях.
Следователь осматривает музей Кюнстхал в Роттердаме 16 октября 2012 года. Фото: Robin Utrecht / AFP via artnet News
После ареста мать преступника утверждала, что сожгла семь украденных произведений в духовке, но потом отказалась от своих слов. В конечном итоге к уголовной ответственности были привлечены четыре человека во главе с Догару.

В 2018 году бельгийская театральная труппа в рамках рекламной компании разыграла обнаружение «Головы Арлекина» Пикассо — одной из украденных работ стоимостью около 800 тысяч долларов — используя подделку.
В число других украденных произведений вошли «Лизаз в белом и жёлтом» Матисса, «Мост Ватерлоо, Лондон» и «Мост Чаринг-Кросс, Лондон» Моне, «Девушка у открытого окна» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда.
Источник изображений — spiegel.de

Дорогостоящий урок от вора-отступника

Это преступление произошло, словно в романе, бурной дождливой ночью 2003 года — одной из самых дождливых в истории Манчестера. Из Художественной галереи Уитворта были выкрадены три картины — Пикассо, Ван Гога и Гогена. «Ободренный» ненастной погодой неизвестный вор якобы открыл усиленные сталью двери в задней части музея. Он вынес три полотна, даже не запустив систему сигнализации и не появившись на камерах видеонаблюдения.

В 2 часа той же ночи полиция получила анонимное сообщение о том, что эти экспонаты «найдены» в полуразрушенном общественном туалете неподалеку.

Украденные работы и записка. Источник изображений: art-crime.blogspot.com
Когда стражи порядка прибыли на место, они обнаружили не только украденные полотна, вложенные в картонный тубус, но и написанную от руки записку, в которой значилось: «Мы не собирались красть эти картины, просто хотели указать на прискорбную ситуацию с безопасностью». Работы, которые немного пострадали от непогоды, вскоре вернулись в музей.
По материалам artnet News
Главная иллюстрация: artnet News
I like9 
 Comments
To post comments log in or sign up.