Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В Королевском дворце Милана с большим успехом проходит выставка«Прерафаэлиты. Любовь и желание», организованная в сотрудничестве с лондонской галереей Тейт. 80 знаковых шедевров,которые впервые привезли в мировую столицу моды и дизайна,представляют самые яркие стороны искусства движения прерафаэлитов,которое стало скандально известным в викторианской Англии середины XIX века и порой считается гламурно-слащавым в наши дни.
Объединение прерафаэлитов было основано в Лондоне в 1848 году семью студентами; главными«заводилами» стали Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле и Уильям Холман Хант. Они были очень молоды,всем было около двадцати лет,а сошлись студенты на том,что каноны современной английской живописи и искусства устарели и пора бы бросить вызов традициям викторианской Англии. Поклоняясь творчеству итальянских художников позднего средневековья и раннего Ренессанса,живших и работавших до Рафаэля,небольшой творческий коллектив назвал себя«Братством прерафаэлитов», в которое также вошли: младший брат Россетти — Майкл,а еще Томас Вулнер,Фредерик Стивенс и Джеймс Коллинсон.
На выставку в миланский Palazzo Reale привезли самые яркие шедевры из великой прерафаэлитской коллекции,хранящейся в лондонской галерее Тейт: в выставочных залах красуютстся знаменитая«Офелия» Милле,выставлены«Апрельская любовь» Артура Хьюза,«Леди из Шалотт» Уотерхауса и,конечно же,множество портретов рыжеволосых прелестниц Данте Габриэля Россетти. В дополнение к семи художникам-основателям братства представлены работы еще 11 мастеров,которые присоединились к движению позднее. Выставка разделена на восемь тематических разделов,которые,в частности,рассказывают об интересе движения к средневековью и религиозным темам — и это несмотря на то,что прерафаэлиты
Прерафаэлиты – первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Читать дальше
в большинстве своем были атеистами. В центре внимания — реализм
Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше
,точное воспроизведение природы и научное изучение анатомии человека,идеалы красоты и романтической любви,а также дух сотрудничества,один из фундаментальных элементов прерафаэлизма.
Прерафаэлиты – первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Читать дальше
стали,по сути,художниками-авангардистами,новаторами. Близкие духу символизма и зарождающегося декаданса,они демонстрировали большую искренность и дух сотрудничества между различными направлениями движения,объединяя художественные изыскания с историческими фактами и литературными эпизодами из произведений Шекспира,Данте,Китса и средневековых романов. Отвергая чопорность и академизм,которым славилась Королевская академия художеств,прерафаэлиты
Прерафаэлиты – первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Читать дальше
выступали против изображения на картинах канонических персонажей и далеких от действительности событий. Даже книжным сюжетам нужно придавать реальные,современные черты! Натура — вот божество,которое эти художники возвели на престол и которому поклонялись. Моделями членов братства становились друзья и члены их семей,продавщицы и конюхи,служанки и соседи.
Еще одно божество прерафаэлитов — природа во всей ее первозданности,изображенная с максимальным реализмом и ботанической точностью. Джон Эверетт Милле с юмором и изрядной долей иронии вспоминал о своей работе над картиной«Офелия»: «В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком,отбрасывающим тень размером не больше,чем полпенни… Мне угрожает,с одной стороны,предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов,с другой — вторжение на поле быка,когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер,который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии,а также возможность(впрочем,маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя,упорно разглядывающие меня как раз с того места,которое я хочу рисовать,истребляя по ходу дела всю водную растительность,до которой они только могут дотянуться».
Образ Офелии Милле также писал с натуры — уже после того,как был написан пейзаж: еще один новаторский прием для того времени. «Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье,украшенное цветочной вышивкой — и я собираюсь использовать его в «Офелии» — писал художник в марте 1852 года. Милле позировала Элизабет Сиддал,любимая натурщица прерафаэлитов,художница,ставшая впоследствии женой Данте Габриэля Россетти. Несмотря на раннюю и холодную весну,Милле заставлял Элизабет по нескольку часов лежать в ванне,подогреваемой снизу лампами. Однажды лампы погасли,и Сиддал серьезно простудилась — художнику пришлось пережить скандал с отцом своей модели и оплатить счета от врачей на 50 фунтов. И,похоже,от клейма«художника,виноватого в смерти модели» его имя вряд ли когда-либо избавится.
Одно из программных полотен прерафаэлитов,представленных на выставке — «Леди из Шалотт» Джона Уильяма Уотерхауса,написанное по впечатлениям автора от работ коллег и собственной интерпретации стихов Теннисона. Любовь в этой небольшой,но впечатляющей поэме оборачивается трагедией,а крушение волшебных чар — смертью. На девушке Элейн лежит груз проклятья: она не может покинуть замок на острове Шалотт,не может даже смотреть в окно. Все краски жизни ей заменяют волшебное зеркало,в котором отражается красота недоступного ей мира,и гобелены,на которых девушка вышивает то,что видит в зеркале. Однажды в нем отразился проезжающий мимо рыцарь короля Артура — Ланселот,и вот,пораженная внезапным чувством,девушка бросается к окну. Зеркало трескается,нити рвутся — проклятие исполнилось,и все,что ждет теперь деву из Шалотт — это смерть… Полное описание знаменитой картины Уотерхауса вы найдете здесь.
Еще одна во всех отношениях яркая особенность творчества художников-прерафаэлитов — стремление воссоздать глубокие и яркие цвета,свойственные мастерам эпохи Кватроченто. Темные,перегруженные битумом произведения классиков-академистов были полностью отвергнуты — прерафаэлиты
Прерафаэлиты – первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Читать дальше
освоили новую технику живописи и стали писать по слою белил,нанесенных на грунт холста,благодаря чему цвета красок оставались сочными и свежими.
Братство прерафаэлитов распалось в 1853 году,просуществовав всего пять лет,однако все члены братства в своей дальнейшей творческой деятельности оставались верными основным его идеям. Эти художники одними из первых явили миру фигуру роковой женщины,соблазнительной,загадочной и страстной — и,в то же время,невинной и хрупкой. Новые техники работы с пигментами и красками,выезды на пленэры,живые натурщики — творчество прерафаэлитов вдохнуло новую жизнь в живописные традиции Англии. Они,по сути,изобрели новую форму красоты,которая,свою очередь,повлияла и на моду — сложные прически и тугие корсеты остались в прошлом.
Основанное в переломный для будущего Европы момент,прерафаэлитское братство стало зачинателем настоящей художественной революции,воспевая независимость и свободу вне политического контекста. Историк искусства и художественный критик Джон Рескин усмотрел в прерафаэлитах то,что могло«лечь в основу художественной школы,более величественной,чем все,что знал мир предыдущие 300 лет». Во многом благодаря влиянию Рескина,сумевшего доступно описать и преподнести идеи прерафаэлитов широкой публике,художники братства состоялись как успешные творцы и быстро завоевали большую популярность.