Сегодня популярность прерафаэлитов не вызывает сомнений. Еще не закончила свой вояж экспозиция из лондонской галере Тейт, а в кругосветку уже отправилась коллекция работ Альма-Тадэмы: на днях выставка как раз перебралась из Рима в Мадрид. Почему же прерафаэлиты
так милы нашим сердцам и взорам? Пять ответов на почти вечный вопрос и пять потрясающих картин, которые порой упускают обозревающие творчество мастеров этого направления!
Моя сладкая роза (Душа розы)
1908, 88.3×59.1 см
— Во-первых, это действительно красиво. Забавно… Прерафаэлиты
организовали свое братство, чтобы бороться с выхолощенной картинкой Рафаэля и его последователей, чтобы вновь вернуться к природе. Они сами мерзли и получали солнечные удары во время многочасовых пленэров и мучили своих натурщиц, желая схватить суть (Элизабет Сиддал, позировавшая Миллесу для «Офелии», так замерзла в ванне с холодной водой, что в итоге этот шедевр стоил ей жизни). И что же в результате? Травки и цветочки, конечно, изображены очень достоверно. Но жизнь схвачена не то чтобы точно. Все-таки в жизни не все женщины рыжеволосы и даже в середине 19-го века они были заняты еще чем-то, кроме сидения в розовых кустах и расчесывания своих локонов. Однако высказывать претензии прерафаэлитам язык не поворачивается: очень уж красивы, чувственны и соблазнительны их полотна. Некоторые скажут, что слишком красивы и даже проведут свой восторг прерафаэлитами по ведомству «стыдных удовольствий» — пусть так, ведь и они будут стоять в очереди на выставку.
— Это современно и ново, свежо. Да, Братство прерафаэлитов появилось полтора века назад, искусствоведы склонны считать его первым авангардным движением в Европе и предтечей ар-нуво, однако широкую известность за пределами Британии оно приобрело только на рубеже 20−21-го веков. И очень выиграло на контрасте с современным искусством: конечно же, избыточная, интенсивная красота прерафаэлитов большинству арт-потребителей милее инсталляций из мусора и портретов Девы Марии, исполненных с использованием слоновьего дерьма (последнее — не шутка, а описание картины художника Криса Офили). Смотрите сами: Крис Офили, «Девая Мария» (1996) и «Благовещение» Данте Габриэля Россетти (1850):
— Это современно и ново, свежо. Да, Братство прерафаэлитов появилось полтора века назад, искусствоведы склонны считать его первым авангардным движением в Европе и предтечей ар-нуво, однако широкую известность за пределами Британии оно приобрело только на рубеже 20−21-го веков. И очень выиграло на контрасте с современным искусством: конечно же, избыточная, интенсивная красота прерафаэлитов большинству арт-потребителей милее инсталляций из мусора и портретов Девы Марии, исполненных с использованием слоновьего дерьма (последнее — не шутка, а описание картины художника Криса Офили). Смотрите сами: Крис Офили, «Девая Мария» (1996) и «Благовещение» Данте Габриэля Россетти (1850):
— Это узнаваемо. Даже те, кто не знаком с историей искусства, впервые столкнувшись с картинами прерафаэлитов, не испытает дискомфорта: это же так похоже на роскошные журнальные фотосессии и кадры из «нарядных» костюмных фильмов. Между прочим, одновременно с открытием выставки прерафаэлитов в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее в мае этого года состоялась премьера фильма «Малефисента»: художник по костюмам Анна Шепард говорит, что, придумывая образ Спящей красавицы в исполнении Эль Фэннинг, вдохновлялась «Офелией» Миллеса.
Да и ведьма Анджелины Джоли вот в этом кадре поставлена в достоверный до последней травинки пейзаж
, будто бы нарисованный тем же Миллесом — в результате изнурительного пленэра, разумеется:
Или вот еще пример. Платье красавицы-ведьмы Сидонии фон Борк с картины Эдварда Берна-Джонса дважды цитируют в фильме «Сонная лощина», где его тоже носит ведьма — Мэри ван Тассел. Кстати, подлинник сейчас можно посмотреть на выставке прерафаэлитов в Турине, куда после Москвы, Вашингтона и Токио добралась коллекция из Tate Britain.
— Это пикантно и увлекательно. По мотивам биографий художников-прерафаэлитов можно писать хоть слезоточивые статейки в женские журналы, хоть оскаровского калибра фильмы снимать. Художники сходят с ума, хоронят и выкапывают из могил своих жен, любовниц заводят гроздьями, а уж чего стоит круговорот возлюбленных и натурщиц внутри братства… От всего этого не оторваться, как и от картин прерафаэлитов.
Не один вечер — даже долгий зимний — можно скоротать только за изучением похождений Фанни Корнфорт, малограмотной проститутки, ставшей музой, любовницей, а заодно и экономкой для Россетти, который сначала считался мужем Элизабет Сиддал (ну да, той самой, с которой Миллес писал свою знаменитую «Офелию»), а после ее смерти был слишком безутешен, поэтому жениться на Фанни так и не удосужился, зато написал с нее десятки полотен. «Леди Лилит» Россети (крайняя справа на заглавном фото) — это Фанни Корнфорт. Ведьма Сидония фон Борк с картины Берна-Джонса — Фанни Корнфорт. И вот тоже она:
Не один вечер — даже долгий зимний — можно скоротать только за изучением похождений Фанни Корнфорт, малограмотной проститутки, ставшей музой, любовницей, а заодно и экономкой для Россетти, который сначала считался мужем Элизабет Сиддал (ну да, той самой, с которой Миллес писал свою знаменитую «Офелию»), а после ее смерти был слишком безутешен, поэтому жениться на Фанни так и не удосужился, зато написал с нее десятки полотен. «Леди Лилит» Россети (крайняя справа на заглавном фото) — это Фанни Корнфорт. Ведьма Сидония фон Борк с картины Берна-Джонса — Фанни Корнфорт. И вот тоже она:
Bocca Baciata (Портрет Фанни Корнфорт)
1859, 32.1×27 см
— И последнее, но не в последнюю очередь — сексуальность рыжеволосых героинь с полотен прерафаэлитов. Над исследованиями британских ученых принято иронизировать, но прерафаэлиты — такое же британское достояние, как и эти сами ученые, так что в этот раз процитировать их исследование будет уместно. Так вот, британские ученые выяснили, что женщины с рыжими волосами чаще брюнеток, шатенок и блондинок предаются любовным утехам (и, может статься, в их лексиконе во фразы «у меня болит голова» нет вовсе). Вот почему на выставках прерафаэлитов мужчин можно встретить гораздо чаще и в гораздо большем количестве, чем на любых других: причина такого паломничества ясна и без всяких разъяснений от британских ученых.
На заглавном фото — героини Россетти (крайние) и «Русалка» Уотерхауса.
На заглавном фото — героини Россетти (крайние) и «Русалка» Уотерхауса.
ТОП-5 картин прерафаэлитов, заслуживающие не меньшего восхищения, чем "Офелия" и "Леди Лилит"
Пылающий июнь
1895, 120×120 см
К слову, недавно фото-версия «Пылающего июня» Лейтона побывала на обложке VOGUE, а томную позу перед камерой знаменитой Энн Лейбовиц приняла актриса Джессика Честейн.
Наемный пастух
1851, 76.4×109.5 см
Медея
1890-е
, 148×88 см
Нежная весна
1865, 121×64 см