Вечерняя распродажа работ импрессионистов, модернистов и сюрреалистов Sotheby’s в Лондоне 26 февраля принесла в общей сложности 87,7 миллиона фунтов стерлингов (115,3 млн долларов). Самыми дорогими картинами аукциона стал венецианский пейзаж
Клода Моне и работа Эгона Шиле нехарактерного для него формата.
Отец-основатель импрессионизма Клод Моне известен своими сериями с изображением стогов сена, тополей, Руанского собора и водяных лилий. В каждом цикле художник раз за разом изображал один и тот же объект при меняющемся освещении и погоде. «Гвоздём» минувшего вечера стал его поздний вид на Дворец дожей в Венеции, написанный в 1908 году и свыше 90 лет хранившийся в частной коллекции одной семьи. Большинство венецианских картин Моне находятся в музейных коллекциях, а эта — хоть и не самая захватывающая из них — была предварительно оценена в 20−30 миллионов фунтов стерлингов. В итоге анонимный победитель торгов из Японии заплатил за неё 27,5 миллионов фунтов стерлингов (36,2 млн долларов).
Дворец дожей
1908, 81×93 см
В Азию — а, точнее, в китайскоязычный регион — отправится квадратная картина «Рыбацкая лодка в Триесте» Эгона Шиле. Это произведение, написанное маслом и карандашом на холсте в 1912 году, было предварительно оценено в 6−8 миллионов фунтов стерлингов, а продано — за 10,7 миллиона (14,2 млн долларов).
Рыбацкая лодка в Триесте
1912, 70×70 см
Покупатели из Японии также приобрели работы Альберто Джакометти, Марка Шагала и Василия Кандинского, а коллекционер из Тайваня стал обладателем романтического пейзажа Камиля Писсарро с изображением девушки в цветочном саду. Российский поклонник творчества Оскара Шлеммера купил работу этого немецкого художника «Группа за столом» за 2,5 миллиона фунтов стерлингов (3,4 млн долларов). Ставки от имени анонима по телефону делала управляющий директор Sotheby’s по России Ирина Степанова.
В секции распродажи произведений сюрреалистов доминирующей фигурой должен был стать Рене Магритт со своей похожей на двуликого Януса композицией из голов жены художника Жоржетты и американского индейца. Картина, предварительно оценённая в 3,5−4,5 миллиона фунтов стерлингов, была продана американскому коллекционеру за 5,3 миллиона (7 млн долларов).
Атрата
1929, 149.5×95 см
Однако «звездой» вечера стала «Атрата» (1929) Франсиса Пикабиа — головоломная картина из серии слайдов, которую художник сделал в 1920-х и 30-х годах. Он выполнил эту работу из нескольких прозрачных плёнок с изображением, в основном, привлекательных женщин с умоляющим взглядом. Окончательная цена работы вдвое превысила эстимейт и составила 3,7 миллиона фунтов стерлингов (4,9 млн долларов).
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше