В Нью-Йорке организована первая в США ретроспектива значимого, но забытого немецкого художника Фрица Ашера (1893 — 1970), чьё творчество (наряду с другими живописцами) нацисты объявили «дегенеративным». Выставка «Фриц Ашер. Экспрессионист» в галерее Grey Art Университета Нью-Йорка собрала около 75 картин и работ на бумаге — от ранних академических этюдов и фигуративных композиций до поздних красочных, мистических пейзажей, лишённых человеческого присутствия.
Куратор выставки «Фриц Ашер. Экспрессионист» Рэйчел Стерн говорит, что показ «исследует положение немецкого художника еврейского происхождения, творившего под гнётом политических притеснений». Директор Grey Art Gallery Линн Гамперт добавляет, что такая ситуация «увы, слишком актуальна сегодня».
Фриц Ашер, «Автопортрет» (1953). Частная коллекция
Фриц Ашер принадлежит к «потерянному поколению» немецких художников, чья карьера была прервана или разрушена нацистским режимом, а творчество надолго забыто. Он родился в 1893 году в Берлине, в детстве проявил интерес к рисованию и рано достиг успеха. Подростка взял под своё крыло известный живописец Макс Либерман, при содействии которого 16-летний Ашер поступил в Кёнигсбергскую художественную академию, а затем учился в Берлине у Ловиса Коринта и Адольфа Мейера. В 1914 году молодой художник отправился в Норвегию, где встретил Эдварда Мунка, а несколько лет спустя, живя в Баварии, сблизился с новаторами из группы «Мост» (Die Brücke).
Художник также часто изображал Баяццо, клоуна, прототипом которого был ревнивый главный герой оперы «Паяцы» композитора Руджеро Леонкавалло. Со временем клоуны Ашера стали всё более беспокойными и изолированными от окружающего их мира. В 1920-е годы молодого живописца интересовали кошмарные видения проклятий, адских пыток и извивающихся тел. Он использовал резкие цвета для визуализации таких известных религиозных мотивов, как искушение святого Антония.
Франц Ашер, «Паяц и художники» (1930-е). Частная коллекция
В 1942 году живописца предупредили о массовой депортации берлинских евреев, и он скрылся. Лишённый возможности рисовать, он обратился к написанию стихов. До конца войны Ашер написал множество стихов, в большинстве из которых описаны видения любви и божественного, а природа названа убежищем и духовным домом.
Многие работы, которые мастер оставил с друзьями во время войны, погибли в результате бомбардировок союзников.
Выставка «Фриц Ашер. Экспрессионист» будет работать в галерее Университета Нью-Йорка до 6 апреля 2019 года.