В Праге до 20 января 2019 года проходит выставка одного из интереснейших мастеров прошлого века, путь которого — нечто большее, чем эволюция от реализма к абстракционизму. Франтишек Купка пытался соединить оккультизм, науку, музыку и живопись. И по сравнению «…с решительными и старательно продуманными работами Купки появившиеся немного раньше абстракции Кандинского и Ларионова кажутся несмелыми," - считают эксперты. Но славы Кандинского или Ларионова Купке не досталось.
Слава — барышня непредсказуемая. Кого-то она вынянчивает чуть ли не с пелёнок, к кому-то приходит уже в зрелом возрасте, а кого-то, запоздав, догоняет уже в старости, иногда и после смерти. Франтишека Купку (во Франции он стал Франсуа) к третьей категории отнести никак нельзя, но своё настоящее место в ряду величайших художников ХХ века он занимает, пожалуй, только сейчас.
Что послужило тому причиной? То, что он, даже живя во Франции, для всех оставался чехом — своим, но не до конца? Либо то, что он предпочёл не вступать ни в какие объединения (Гийом Аполлинер, например, причислил его к орфистам, но Купка решительно отказался), оставаясь всю жизнь одиночкой, страдавшим на склоне жизни от мании преследования?
Что послужило тому причиной? То, что он, даже живя во Франции, для всех оставался чехом — своим, но не до конца? Либо то, что он предпочёл не вступать ни в какие объединения (Гийом Аполлинер, например, причислил его к орфистам, но Купка решительно отказался), оставаясь всю жизнь одиночкой, страдавшим на склоне жизни от мании преследования?
А может быть, виной всему проклятый коммунизм? Ведь именно после воцарения в Чехословакии в 1948 году коммунистов о Купке на родине предпочитали не вспоминать, и после большой выставки 1946 года, организованной Союзом чешских художников «Манес», о нём заговорили только спустя двадцать лет, во время чешской «оттепели», перед вводом советских танков. Тогда, в конце 60-х, монографию о Купке написала Людмила Вахтова. В 1989 году во Франции, где Франтишек Купка прожил большую часть жизни, состоялась первая большая персональная выставка художника. Случилось это в парижском Музее современного искусства (не в том, который в Центре Жоржа Помпиду, а в том, из которого в 2010 году украли полотна Пикассо, Матисса, Модильяни, Брака и Леже). Уже после Бархатной революции в Чехословакии чешские коллекционеры, основатели Музея Кампа, Ян и Меда Младек выставили в своём музее несколько знаковых работ Купки. Так что нынешняя выставка, открывшаяся 7 сентября в Вальдштейнском манеже, главном выставочном зале Национальной галереи в Праге — это первая за последние тридцать лет попытка показать творческое наследие Франтишека Купки во всё его многообразии. Работы для настоящей выставки, которая до чешской столицы была показана в парижском Гран-Пале, предоставлены множеством музейных и частных коллекций Европы и США.
Вне всякого сомнения. Франтишек Купка был одним из самых значительных художников ХХ века. Прекрасный рисовальщик, карикатурист, пионер абстрактной живописи, обосновавший, как Малевич и Кандинский, свою работу в книге «Творение в пластических искусствах». Арт-нуво, символизм
, фовизм
, орфизм
, абстракция — всё, за что он брался, выходило у него прекрасно. Даже если бы Купка остался символистом, его имя вошло бы в историю искусства. Но ему этого было мало. Он искал в искусстве истину, искал себя и открывал всё новые и новые миры.
Автопортрет
1905
Деньги
1899, 81×81 см
В биографии Купки много загадочного. Ещё в тринадцать лет он был отдан в обучение к седельному мастеру Йозефу Шишке. Мастер обучил его заодно и спиритизму, и Купка всю жизнь интересовался связями с потусторонним миром и продолжал проводить спиритические сеансы, уже живя в Австрии и во Франции. Во время учёбы в Академии художеств в Вене его преподавателем был Карл Вильгельм Дифенбах, натурист, пацифист и организатор коммуны Химмельхоф, участники которой жили в соответствии с разработанными Дифенбахом правилами. Купка тоже некоторое время прожил в Химмельхофе. Он обладал также удивительной способностью оказываться в нужное время в нужном месте. Уже переехав во Францию, он поселился на Монмартре, на улице Коленкур, и соседом его оказался Жак Вийон, старший брат Марселя Дюшана. Когда в 1906 году Купка перебирается в Пюто, пригород Парижа, где он проживёт до конца жизни, именно там образуется Группа Пюто («Золотое сечение»), в которую входили Франсис Пикабиа и Фернан Леже, Альбе Глез и Жан Метценже, Марсель Дюшан и тот же Жак Вийон, на квартире которого и собирались художники. И вновь Вийон оказывается соседом Купки.
Именно работа Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» (1912), раскритикованная участниками группы, оказала сильное влияние на Купку и стала толчком к созданию его поворотной, ключевой работы «Аморфа. Фуга в двух цветах», представленной в том же 1912 году на Осеннем салоне в Париже. Разумеется, картина Купки, ставшая первой абстрактной работой, показанной на публике, также была раскритикована.
Именно работа Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» (1912), раскритикованная участниками группы, оказала сильное влияние на Купку и стала толчком к созданию его поворотной, ключевой работы «Аморфа. Фуга в двух цветах», представленной в том же 1912 году на Осеннем салоне в Париже. Разумеется, картина Купки, ставшая первой абстрактной работой, показанной на публике, также была раскритикована.
Аморфа. Фуга в двух цветах
1912, 41×47 см
А первой работой, выставленной в парижском Салоне в 1899 году, стал «Библиоман», выполненный на грани импрессионизма и символизма.
Библиоман
1897
Из знаковых символистских работ, представленных на выставке — «Баллада. Радости жизни», портрет
двух его возлюбленных, Марии Брюн, дизайнера одежды из Дании, которая оставила ему наследство в Вене, позволившее снимать мастерскую на Монмартре, и французской модели Габриэль; а также работа «Осеннее солнце», впервые показанная на Осеннем салоне в 1906 году.
Осеннее солнце, три богини
1906, 54×65 см
Интерес художника к базовым элементам композиции и геометризации натуральных форм наглядно видна в работе «Вода (Купальщик)», датированной 1906−1909 годами. В 1911 году на Осеннем салоне Купка показывает несколько работ, выполненных в манере нео-фовизма. Это «Семейный портрет», на котором изображена жена художника, Евгения-Сесилия Страубе, и её дочь Адриана, а также «Большая обнажённая». Это всё ещё фигуративные работы, но от них всего один шаг до показанной на Салоне независимых в 1912 году «Женщины в треугольниках», ставшей важным шагом на пути к абстракции. Эти работы — реакция художника на новейшие научные открытия в радиологии и хронофотографии.
Одной из важнейших работ стала работа 1909 года «Клавиши пианино. Озеро» — в ней также наглядно видны поиски художника на переходном этапе от фигуративной к нефигуративной живописи.
Одной из важнейших работ стала работа 1909 года «Клавиши пианино. Озеро» — в ней также наглядно видны поиски художника на переходном этапе от фигуративной к нефигуративной живописи.
Купальщица
1907, 63×80 см
Семейный портрет
1910, 103×112 см
Лежащая обнаженная
1910, 150×180 см
После того, как публике были представлены «Аморфа. Фуга в двух цветах» и «Аморфа. Тёплая хроматика», Франтишек Купка уже не возвращается к фигуративной живописи. Некоторые его работы того времени очень близки к тому, что делают супруги Делоне, но затем он находит свой путь и идёт по нему до конца.
Клавиши фортепиано (Озеро)
1909, 72×78 см
В 1914 году Франтишек Купка добровольцем отправляется на фронт, поступив в Иностранный легион, где дослужился до звания капитана, несмотря на то, что был в тот момент подданным Австро-Венгрии. Французским гражданином он так и не стал, после 1918 и до конца жизни он оставался гражданином Чехословакии. Купка активно участвовал в создании Чехословацкого легиона во Франции, а в 1918 году, по личной просьбе Томаша Масарика, разработал военную форму и отличительные знаки для солдат молодого Чехословацкого государства.
В 1919 году он становится экстраординарным профессором чехословацкой Академии художеств, занимаясь со студентами, находящимися во Франции, в своей студии (и не только) по четвергам в течение 1920-х и 30-х годов. На «четвергах» в местном кафе «Бонапарт» бывали Ян Зрзавы, Винцент Маковски, Йозеф Шима.
В 1919 году он становится экстраординарным профессором чехословацкой Академии художеств, занимаясь со студентами, находящимися во Франции, в своей студии (и не только) по четвергам в течение 1920-х и 30-х годов. На «четвергах» в местном кафе «Бонапарт» бывали Ян Зрзавы, Винцент Маковски, Йозеф Шима.
Тогда же, в 1919-м, Франтишек Купка познакомился с Йиндржихом Вальдесом, хозяином компании KOH-I-NOOR, который станет его главным меценатом на долгие годы. Вальдес собрал значительную коллекцию работ художника. Интересно, что Купка был слишком гордым для того, чтобы напрямую брать деньги. Поэтому Вальдес придумывал другие способы, например, пари. Был случай, когда Вальдес и Купка поспорили о том, съест ли жена Купки целую луковицу за один присест. Она не съела, и Вальдес проиграл кругленькую сумму.
В своих абстрактных работах Купка создавал новые Вселенные, новые миры. Он считал, что задача мастера — пытаться отыскать в вещественном мире зримые аналоги иной, более важной, реальности, пытаться изобразить те прообразы, которые в зримом мире становятся образами. С 1913 по 1928 год Купка трудился над большой серией полотен «Горизонтальные и вертикальные планы», а с 1925 по 1935 год увлекался композициями, составленными из машиноподобных конструкций и их фрагментов — на выставке этот период назвали «машинизмом».
В своих абстрактных работах Купка создавал новые Вселенные, новые миры. Он считал, что задача мастера — пытаться отыскать в вещественном мире зримые аналоги иной, более важной, реальности, пытаться изобразить те прообразы, которые в зримом мире становятся образами. С 1913 по 1928 год Купка трудился над большой серией полотен «Горизонтальные и вертикальные планы», а с 1925 по 1935 год увлекался композициями, составленными из машиноподобных конструкций и их фрагментов — на выставке этот период назвали «машинизмом».
Желтые вертикали
1913, 70×70 см
Музыка
1932, 85×93 см
Механизм
1928, 75×85 см
В 1921 году первая его персональная выставка «Живопись: белое и чёрное» проходит в парижской галерее Povolozky. В 1931 году он становится участником группы «Абстракция-Творчество». В 1936 году в Париже состоялась важная выставка работ Купки и Альфонса Мухи. В том же году три его работы были отобраны для выставки абстрактного и кубистической живописи в МоМА.
После Второй мировой войны, когда из жизни ушли Делоне и Кандинский, Купка остался единственным признанным мэтром абстракционизма, а его картины регулярно экспонировались в парижском Салоне новых реальностей.
После Второй мировой войны, когда из жизни ушли Делоне и Кандинский, Купка остался единственным признанным мэтром абстракционизма, а его картины регулярно экспонировались в парижском Салоне новых реальностей.
Лишь в 1951 году, когда художнику исполнилось восемьдесят, он впервые заключил контракт с галеристом. Им стал Луис Карре, который в том же году показал работы Купки в своей галерее в Нью-Йорке.
Франтишек Купка умер в 1957 году. Художнику было 85 лет. При жизни он был известен, уважаем, обеспечен. Но его настоящее место в ряду других великих художников XX века осознаётся только сейчас.
Выставка в Вальдштейнском манеже продлится до 20 января 2019 года. После этого работы одного из величайших мастеров абстрактной живописи можно будет увидеть в Хельсинки.
Франтишек Купка умер в 1957 году. Художнику было 85 лет. При жизни он был известен, уважаем, обеспечен. Но его настоящее место в ряду других великих художников XX века осознаётся только сейчас.
Выставка в Вальдштейнском манеже продлится до 20 января 2019 года. После этого работы одного из величайших мастеров абстрактной живописи можно будет увидеть в Хельсинки.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Автор текста и фото: Евгений Деменок.
Заглавная иллюстрация: фрагмент картины Франтишека Купки «Цветные плоскости».
Автор текста и фото: Евгений Деменок.
Заглавная иллюстрация: фрагмент картины Франтишека Купки «Цветные плоскости».