С 21 по 27 октября в черногорской Будве прошёл организованный Маратом Гельманом Форум русской культуры в Европе «Словоново». Среди выставок, открытых во время Форума, были и выставки двух одесситов — Игоря Гусева и Сергея Ануфриева, выступивших несколько ранее как арт-группа «МИР», а ныне представивших свои работы отдельно.
Работы Игоря Гусева, написанные в характерном для его новейшего творчества стиле — яркая, праздничная рефлексия художника на окружавший его во время работы черногорский пейзаж
. В первый раз они выставлялись там же, в Черногории, на выставке «Исповедь резидента».
Дом художника в Которе, где у Гусева была резиденция, представлял собой здание бывшего Черногорского пароходства. В комнатах валялись промокшие, полусгнившие книги, и художник решил дать им вторую жизнь. Так, помимо пейзажей, возникла серия с цветами, нарисованными на срезах старых книг.
Работы, представленные Сергеем Ануфриевым, совершенно иные, они представляют собой попытку автора отрефлексировать сферу бессознательного. Представленный в трёх залах проект так и называется: «Путеводитель по бессознательному».
Вот что говорит о проекте сам автор:
«Путеводитель по бессознательному. 1 зал. Острова. Эта линия уникальна в моем творческом паттерне, она играет роль „проступающей основы“.
Начавшись в 1989 году, после полугодичного пребывании в Западном Берлине в 24-летнем возрасте, эта серия продолжается уже почти 30 лет, что для меня, адепта ветра и потока, крайне нехарактерно. Однажды я просто „увидел“ острова в графическом исполнении, наподобие классицистических гравюр и рисунков. Они были сообщениями на языке, в котором элементы пейзажа становятся буквами алфавита. Концептуальный по сути проект приобретал ясность высказывания за счёт определённой степени условности изобразительного языка, создающей эффект присутствия во „внутреннем пространстве“ изображения. Игра восприятия отвлекает сознание зрителя от монотонности однотипных картинок, напоминающей шифровки, кодированные дневники донесений, старинные экспедиционные альбомы или путеводитель в ретро стиле. Для автора эта линия, противостоящая инновационной, уравновешивает динамику процесса, похожего на практику, где есть динамические и статические формы. Острова — это медитация на Амриту, утверждения совершенства, покоя, ясности и величия посреди хаоса существования. Истинный смысл серии раскроется после 1000-го острова».
«Путеводитель по бессознательному. 1 зал. Острова. Эта линия уникальна в моем творческом паттерне, она играет роль „проступающей основы“.
Начавшись в 1989 году, после полугодичного пребывании в Западном Берлине в 24-летнем возрасте, эта серия продолжается уже почти 30 лет, что для меня, адепта ветра и потока, крайне нехарактерно. Однажды я просто „увидел“ острова в графическом исполнении, наподобие классицистических гравюр и рисунков. Они были сообщениями на языке, в котором элементы пейзажа становятся буквами алфавита. Концептуальный по сути проект приобретал ясность высказывания за счёт определённой степени условности изобразительного языка, создающей эффект присутствия во „внутреннем пространстве“ изображения. Игра восприятия отвлекает сознание зрителя от монотонности однотипных картинок, напоминающей шифровки, кодированные дневники донесений, старинные экспедиционные альбомы или путеводитель в ретро стиле. Для автора эта линия, противостоящая инновационной, уравновешивает динамику процесса, похожего на практику, где есть динамические и статические формы. Острова — это медитация на Амриту, утверждения совершенства, покоя, ясности и величия посреди хаоса существования. Истинный смысл серии раскроется после 1000-го острова».
«2 зал. Силуэты. С детства меня очаровывал классицизм
, и в качестве указания на традицию гениальной простоты и божественного совершенства, идущую из античного искусства, и как стройная и божественная симфония интеллекта и духа. В частности, я всегда любил и русский классицизм
, где главным для меня было магическое искусство Фёдора Толстого. В особенности восхищало его мастерство силуэта, и это восхищение усиливалось многократно от параллельного детского импринта. В Одессе на Дерибасовской, в Городском Саду, старые евреи, говорящие меж собой на идише, в беретах с птичьими глазами, вырезали силуэтные портреты прохожих, и делали это буквально на ходу, мгновенно и фантастически точно, сверкнув на солнце маникюрными ножницами. Вырезанный из черной бумаги силуэт настолько соответствовал профилю оригинала, что это казалось чудом. Кстати, для меня секрет такого мастерства остаётся непостижимым и по сей день. Зоркие глаза и ножнички творили шедевры в сердце Одессы долгие годы. Ныне эта профессиональная специализация „загнулась“ вместе со старыми мастерами, истинными художниками, в анонимности своей следующими античной и классицистической традиции».
«3 зал. Путеводитель по Бессознательному. Для понимания новой серии необходимо знать о системе координат, в которой осуществляется высказывание. Модернизм
совершал завоевание нового континента (открытого З. Фрейдом), конкисту Бессознательного, агрессия которой воплощалась идеологией авангарда. Постмодернизм
колонизовал, освоил и нанес на карту покорённый континент (описанный Ж. Лаканом через аналогию с языком), в его идеологии выражено несравненно большее знание природы Бессознательного.
Паттернизм в этой схеме аналогичен туризму. Эта инфраструктура появляется как надстройка на колонизованной территории и является цивилизацией в прямом значении. Инструктивизм — основное состояние в сфере паттернизма, — уподобляет искусство Путеводителю по Бессознательному, атласу и навигатору, художник здесь — гид, сталкер, экскурсовод, проводник, страж порталов, а произведение становится Клубком Ариадны в Лабиринте, компасом, лозой и путеводной звездой. Инструктивизм помогает жить в новой картине мира — Мультиверсуме. Можно, наконец, сказать, что в этой картине уже нет места Бессознательному, его просто уже не существует. Итак — Бессознательного НЕТ!».
Паттернизм в этой схеме аналогичен туризму. Эта инфраструктура появляется как надстройка на колонизованной территории и является цивилизацией в прямом значении. Инструктивизм — основное состояние в сфере паттернизма, — уподобляет искусство Путеводителю по Бессознательному, атласу и навигатору, художник здесь — гид, сталкер, экскурсовод, проводник, страж порталов, а произведение становится Клубком Ариадны в Лабиринте, компасом, лозой и путеводной звездой. Инструктивизм помогает жить в новой картине мира — Мультиверсуме. Можно, наконец, сказать, что в этой картине уже нет места Бессознательному, его просто уже не существует. Итак — Бессознательного НЕТ!».
На «Словоново» в это же время открылись выставки Алексея Плуцера-Сарно («История группы «Война»), Владимира Дубосарского, Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, Ярослава Шварцштейна и Владмира Сорокина. После показа в Черногории Игорь Гусев и Сергей Ануфриев планируют представить свои работы в Лондоне и Киеве.