"Агенты времени" Игоря Гусева прибыли в Вену
В
венской галерее «Karenina», что на Opernring
, 21
, в самом центре австрийской столицы
, открылась выставка известного одесского художника
Игоря Гусева «Агенты времени». Работы художника последних лет действительно преодолевают временные рамки. Сюжеты
, спецэффекты
, сюрреализм — как он это делает? Отправляемся на вернисаж.
В 2016 году в Киевском национальном музее русского искусства выставка художника под названием
«Агенты времени» разместилась на двух этажах знаменитого
«Шоколадного домика». А второго марта 2017 года
«Агенты времени» приехали в Вену. В экспозиции представлено около пятнадцати работ — часть из них мы уже видели
, несколько совсем новых. На открытие приехал
Марат Гельман. Выставка дала старт
«европейскому турне» работ Игоря Гусева.
Игорь Гусев родился в 1970 году в Одессе; в 1991-м он окончил Одесское художественное училище имени М.Б. Грекова. С 1992 года участвует в групповых выставках
, и к сегодняшнему дню на счету художника участие в более чем сорока групповых выставках в Украине — в Одессе
, Киеве
, Харькове
, Запорожье. Работы Игоря Гусева были неоднократно представлены на самых престижных выставочных площадках страны — в «Мистецьком Арсенале» и в Национальном художественном музее Украины. Помимо групповых
, на счету художника на сегодняшний день — около двадцати персональных выставок. Он выступил также куратором целого ряда проектов
, среди которых: «Спасти президента. Параллельная программа ARSENALE 2012», Dymchuk Gallery. Киев
, Украина
, 2012″, «Гудбай криза», Музей современного искусства Одессы
, 2008
, «Пустой тоннель», Музей современного искусства Одессы
, 2008.
В 2008 году Игорь Гусев открыл в Одессе, в неиспользуемом офисе «андерграундную» во всех смыслах галерею «Норма», за четыре года работы которой состоялось более пятнадцати выставок, в том числе выставки Никиты Кадана и Мирослава Кульчицкого, Леонида Войцехова и Стаса Подлипского. Когда хозяева, которым помещение все эти годы не приносило никакого дохода, «попросили» художников из галереи, Игорь с товарищами написал такой текст:
«Галереи больше не будет. Теперь здесь будет склад. А может здесь будет офис.
А может здесь будет сауна или зоопарк.
Ясно одно — капитализм всегда будет занят естественным отбором, а искусство — развитием способности отдавать».
В 2007 году Игорь Гусев создал в Одессе художественное объединение «Арт-рейдеры», которое провело целый ряд акций — «Арт-рейдеры за мир», «Арт-рейдеры против вандализма»; но основными стали более двадцати акций на одесской барахолке — Староконном рынке.
«Одесса. Жаркое лето 2007-го. Музеи мертвы, институции дискредитированы, галереи буржуазны. Последним островом жизни остается барахолка. Именно здесь, в сердце Молдаванки, на Староконном рынке и возрождается старый, добрый акционизм…», — такими словами начинался манифест арт-рейдеров, основной задачей которых стало доказать себе и зрителям, что современное искусство в Одессе не только существует — оно способно задавать темы и служить ориентиром на всеукраинском и даже международном уровне.
Игорь Гусев. «Поэзия дефолта», 2015 г.
…Так и произошло — совсем скоро к акциям на Староконке присоединились художники из Киева, Москвы, Питера, а потом — из Германии, Голландии, Австрии, Израиля. Все они с удовольствием включились в художественный процесс, приняв основные условия — создавать арт-объекты из предметов, купленных тут же, на Староконном рынке. Все акции были задокументированы, и спустя несколько лет галерист и коллекционер Анатолий Дымчук издал отличный каталог «Арт-рейдеры. Хроника одесского акционизма».
С 1998 года Игорь Гусев выставляется за рубежом — первым опытом стало участие в выставке «Лабиринт» в рамках 2-го биеннале графики в Праге, последовало участие в групповых выставках в Москве, Берлине, Лондоне, Вене, Базеле, Копенгагене («Art Copenhagen 2015»), Кёльне. В 2016-м в чешской Остраве, в галерее «Jama 10» Игорь представил свою графику.
И. Гусев. «Секунданты весны»
И. Гусев. "Жены смотрителя маяка"
И. Гусев. "Жена модерниста"
В мае 2009 года на аукционе «Sotheby's» впервые были выставлены на продажу работы современных украинских художников. Аукцион стал сенсацией — на нём были проданы работы сразу трёх одесских художников — Александра Ройтбурда, Оксаны Мась и Игоря Гусева («REJUVENATION»). После этого состоялся целый ряд продаж работ художника на аукционе «Phillips de Pury», в том числе за за $19,4 тыс. был продан портрет Эми Уайнхаус из серии «Клуб 27».
«…Среднестатистический зритель похож. Сказать
, что западный зритель в восторге от того
, что делают современные художники — это значит попросту соврать. Там тоже любят и пейзажи с закатами
, и натюрморты с тюльпанами. Но
, если западному зрителю показать полотно того же Малевича
, вряд ли он скажет: „И я так могу“. Он скажет: „О
, да… великий мастер“. А у нас наверняка бросит: „Да чепуха это на постном масле“. Вот и вся разница! Там зритель более подготовлен. У нас ведь после 30-х годов прошлого века был сплошной
, а во главе угла — бурлаки
, три медведя и рожь. И наш зритель с детства пребывал в парадигме этих живописных работ. А на западе люди впитывали современную культуру
, они к ней готовы. А уж нравится или нет — это второй вопрос». Из
интервью Артхива с Игорем Гусевым Творчество Игоря Гусева — это сочетание эстетики и юмора, истины и парадоксов. Особый взгляд присущ художнику во всём — в умении видеть вокруг то, чего не видят другие; в необычном построении композиции; в разнообразии технических приёмов. Игорь Гусев — новатор не только в живописи и графике. Поэзия и музыка — две стихии, в которых он чувствует себя так же уверенно, как и у холста с кистью или мастихином. В 2015 году на «Книжном Арсенале» в Киеве была представлена книга его стихов «Лайкхокку», которые художник практически ежедневно публиковал на своей странице в Facebook — рефлексии художника на события, происходящие в стране. В зале, в котором проходила презентация, были представлены десятки графических работ художника — маленькие шедевры эстетики и иронии.
После пятилетнего сотрудничества в начале 2000-х с Людмилой Березницкой (L-Art, Киев, «Галерея Березницких», Берлин) Игорь Гусев около пяти лет сотрудничал с Анатолием Дымчуком («Dymchuk Gallery», Киев и «NT-Art», Одесса). А в 2015-м его куратором стал Марат Гельман. Тем, кто хотя бы немного интересуется современным искусством, не нужно объяснять, кто это. Сотрудничество с Маратом Гельманом даёт новый старт и новые перспективы любому художнику. Весной 2015-го Марат пригласил Игоря на два месяца в Черногорию, в арт-резиденцию «Dukley European Art Community», и в июне 2015 Игорь выставил там работы — живопись и объекты, — сделанные за этот период. 2 марта 2016-го в честь годовщины работы «Dukley European Art Community» в галерее «Pizana» в Подгорице открылась выставка работ Гусева «Исповедь резидента».
А потом, летом 2016-го, Игорь показал свои работы из той же серии в Одесском музее западного и восточного искусства (выставка называлась «Теория струн») и в Киевском национальном музее русского искусства (выставка называлась «Агенты времени»),
Традиционный интерес у гостей нынешней выставки в Вене вызвала
«Янтарная комната». В одном зале с программной работой
«Рождение легенды» расположилась совсем новая работа
«Чёрные королевы», чем-то похожая на чуть более ранний
«Другой парк». «Водный лакей» и «Гуманисты» (иллюстрации выше — прим. ред.) полностью заполнили пространство зала с большим зеркальным шкафом, и мало кто избежал искушения сделать фото с их отражением. Не избежал его и Марат Гельман, приехавший на открытие выставки.
…Что ж, а я не уставал любоваться «Случайным происшествием», ведь, признаюсь, изображение этой работы украсило обложку одной из моих книг.
Евгений Деменок.
(автор репортажа на фото - справа, прим ред.)
***
танцует
троеточие
неспешно
друг печатает
комментарий
Игорь Гусев