Регистрация

Искусство и политика. PinchukArtCentre представил проект «И снова демократия?»

Мне нравится2       0  
Помещенный внутрь рояля музыкант пытается играть «Оду к радости» Бетховена, при этом зрители невольно следуют за пианистом — рояль установлен на роликах и движется. Таков один из проектов выставки «И снова демократия?» в киевском PinchukArtCentre. Масштабная экспозиция собрала множество всемирно известных современных художников. Зо Леонард, Маурицио Каттелан, Такаси Мураками, Олафур Элиассон, Дэмиен Херст и не только — выставка посвящена актуальному вопросу выборов в разных странах мира.
Один из главных вопросов, который рассматривает проект — как защитить демократию в виде открытого общества. Решения политиков о закрытии границ, разлучении детей с их семьями во время попыток иммиграции или запрете людям на плавучих средствах пристать к берегу угрожают фундаментальному принципу открытости нашего общества, а значит, и самой демократии. Однако везде и всегда искусство остается одной из многих форм, дающих возможность оказывать сопротивление. Мировые звезды совриска, каждый в своем ключе, показывают и рассказывают истории о фундаментальных принципах демократии, о защите меньшинств и обеспечении их свобод.
«…Я хочу президента, который не будет меньшим из двух зол…» — Зо Леонард.
Композиция Паскаля Мартина Таю.

Открывается выставка стихотворением «Я хочу президента» активистки феминистического движения Зо Леонард, написанным в 1992 году. Для нас это повод поразмыслить о недавних выборах в разных странах мира, сместивших балансы влияния, задуматься о том, как выбор многих оказывает влияние на будущее и при этом базируется на прошедших событиях.

«…Я хочу знать, когда мы согласились на то, чтобы президент был шутом: он всегда покупатель секса и никогда — проститутка, всегда хозяин и никогда — рабочий, всегда лжец, всегда вор и всегда — не пойман» — так считает Зо Леонард.
(Полный адаптированный текст здесь).

Со многими из этих рисков и вызовов бороться еще труднее в мире, где привлекательными и успешными представляются популистские подходы и авторитарные модели управления. Эта мысль прослеживается и в новой картине Такаси Мураками — «кавайные» котики здесь соседствуют с черепами, также вполне милыми. Но все же — черепами. Картина «Lion Occupying the Throne in My Heart» («Лев, оккупировавший трон в моем сердце») была закончена за неделю до начала выставки и прибыла в Киев прямиком из Нью-Йоркской студии художника. Размер, как обычно, внушительный: 3 на 6 метров.
Как сказано в анонсе мероприятия, выставка «И снова демократия?» отталкивается от двойного вопроса: «Нужно ли нам переосмыслить демократию? Как скорректировать или адаптировать эту систему, чтобы она выжила перед вызовами, стоящими перед ней сегодня?» или «Нужна ли нам новая модель? Проигрывает ли демократия? Потеряла ли свою жизнеспособность модель представительной власти и не справляется ли она со своими задачами?».
Экспозиция «И снова демократия?» не содержит прямолинейного взгляда на все эти вопросы, а скорее предлагает многослойные пласты мыслей, рисков и мечтаний, определяющих, угрожают ли они демократическим устоям — тем, что у нас имеются сегодня.
  • Такаси Мураками, Lion Occupying the Throne in My Heart (фрагмент). 2018
  • (c)Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd.
Такаси Мураками — настоящая суперзвезда современного искусства, один из самых дорогих японских художников, икона поп-арта. Предлагаем вам познакомиться с нашим рассказом о самых ярких проектах мастера.
Творческий дуэт «Аллора и Кальсадилья» представил на выставке свой проект «Stop, Repair, Prepair» («Стоп, Ремонт, Подготовка», 2008). Помещенный внутрь рояля музыкант пытается играть «Оду к радости» Бетховена, при этом зрители невольно следуют за пианистом — рояль установлен на роликах и движется. Из-за прорезанного отверстия часть струн отсутствует, и некоторые ноты слышны только как стук клавиш. Скульптура или перформанс? «Ода к радости» — гимн Евросоюза или отсыл к нацистскому режиму?
На стене — картина Люка Тюйманса «The Swamp» («Болото», 2017), а перед ней — композиция Рейчел Уайтред «Untitled» («Без названия», 2010).
Паскаль Мартин Таю. «Fingers» («Пальцы», 2018)
Еще одна композиция Паскаля Мартина Таю составлена из двух произведений: «Наковальня демократии» (2018) и нескольких миниатюрных скульптур «Фабрика Сизифов» (2018)
Олафур Элиассон. «Still river» («Неподвижная река», 2016)
Не всегда смысл проекта очевиден: сведения о работах являются частью проектов, как это чаще всего бывает с современными произведениями искусства. Так, посетительница выставки в своем блоге приводит факты о проекте Олафура Элиассона:
 — Вода для экспозиции берется из реки каждые 6 дней.
 — На территории арт-центра сконструирована специальная холодильная камера, которая превращает речную воду в произведение искусства.
— Каждый куб весит 1 тонну.
— Промежуток времени, в течение которого живёт экспозиция — 6 дней. За это время лёд тает и его заменяют другим.
 — Для экспозиции была изготовлена специальная платформа, которая выдерживает большой вес льда.
 — В целом экспозиция весит около 3 тонн.
Маурицио Каттелан. «Ave Maria». 2007
Дэмиен Херст. «Saint Bartholomew, Exquisite Pain» («Святой Варфоломей. Изысканная боль», 2006)
Знаменитый британский художник Дэмиен Хёрст создает не только объекты с акулами, таблетками, а также скульптуры: его новый тренд — точечная живопись. Весной 2018 года он представил публике новую серию ярких красочных работ, вдохновленных пуантилизмом, которые описывает как «большие абстрактные картины [в стиле] Боннара».
Сондра Перри размышляет о том, как современные технологии формируют личность. «Typhoon coming on» («Тайфун идет»)

Выставка «И снова демократия?» в PinchukArtCentre работает до 6 января 2019 года

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам пресс-релиза PinchukArtCentre. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2018. Фотограф: Максим Белоусов.
Художники, упоминаемые в статье
Такаси Мураками
Биография • Работы
Дэмиен Херст
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP