Экстраординарный дар. Музей Уитни получил 400 работ Роя Лихтенштейна
Фонд Роя Лихтенштейна объявил о своём закрытии и о том, что передаст свои сокровища музеям. В первой очереди пожертвований учреждение подарило около 400 работ — примерно половину своей коллекции — Музею американского искусства Уитни в Нью-Йорке, а 500 тыс. документов — архивам Смитсоновского института.
Дар Музею Уитни охватывает всю карьеру Роя Лихтенштейна, начиная с 1940-х и до смерти. Коллекция включает картины, скульптуры, гравюры, фотографии, рисунки, наброски, коллажи и макеты, а также студийные материалы, которые отражают творческий процесс художника.
Работы из собрания Фонда отбирала специально сформированная группа экспертов, в которую входили кураторы, консерваторы и исследователи из Музея Уитни. Её руководитель Дэвид Бреслин характеризует творчество Лихтенштейна как «глубоко мудрое, изобретательное, бесконечно юмористическое, основанное на знании истории искусства и сложностей насущных американских реалий».
«Мы сделали свой выбор […] с тем, чтобы продемонстрировать, как деятельность Лихтенштейна развивалась в течение десятилетий его замечательной карьеры», — добавил он.
Слева: Рой Лихтенштейн, «Сладких снов, детка!» (1965). Фонд Лихтенштейна / Музей Уитни
Отобранные работы отражают ряд тем, к которым Лихтенштейн неоднократно возвращался. Это абстракции, американские индейцы, архитектура, мазки кистью, пейзажи (в том числе и морские), зеркала и отражения, , фрески, идеалы и несовершенства, натюрморты и интерьеры, женщины и ню. Используя разнообразные материалы, художник последовательно тасовал эти темы. Коллекция прослеживает процесс создания произведений от исходных материалов до эскизов, рисунков, коллажей, картин, принтов и скульптур.
Среди подарков, переданных Музею Уитни, картина «Побережье» (1964), написанная маслом на листе плексигласа; раскрашенная керамическая скульптура «Голова девушки» (1964); «Сладких снов, детка!» (1965); двусторонняя скульптура «Женщина: лунный свет — солнечный свет» (1996); полотна из серии «Несовершенная живопись», фреска-коллаж для отеля Белладжо « с лежащей обнажённой» (1997) и многочисленные серии принтов.
Рой Лихтенштейн (1923 — 1997) — одна из самых влиятельных фигур поп-арта. В 60-е годы он начал создавать картины на основе комиксов, благодаря чему добился огромной популярности как в Америке, так и за её пределами. Художник не просто копировал изначальный рисунок, а менял композицию, добавлял детали и существенно упрощал цветовую гамму. За основу он брал те же цвета, что и Пит Мондриан: красный, жёлтый, синий, чёрный и белый. Главной же особенностью работ Лихтенштейна стала имитация растровой печати — так называемых «точек Бен-Дэй». Подробную биографию художника читайте тут.
Слева: Рой Лихтенштейн и его скульптура «Женщина: лунный свет — солнечный свет». Фото: Barbara Vaughn / Фонд Лихтенштейна
История сотрудничества Музея Уитни и Роя Лихтенштейна началась в 1965 году, когда учреждение впервые включило его работу в экспозицию «Десятилетие американского рисунка 1955 — 1965» и в том же году — его «Красные и белые кисти» в ежегодную выставку «Современная живопись». Год спустя музей приобрёл «Маленькую большую картину» (1965), которая стала первым произведением Лихтенштейна в собрании института, а в 1969-м — первую инсталляцию «Современная скульптура с бархатной верёвкой». Сегодня Музей Уитни владеет двадцатью двумя работами Лихтенштейна, включая картины, скульптуры, гравюры, рисунки и киноинсталляцию «Три пейзажа» (1970−71), подаренную учреждению 2013 году.
Музей Уитни стал первым, но не единственным учреждением, которое получит произведения в подарок от Фонда Лихтенштейна. Организации, представляющие художников такого уровня, обычно редко прекращают работу. Но Фонд настаивает, что передача наследия музеям — это часть миссии по распространению творчества мастера и доступности его работ для общественности. «Мы всегда подразумевали, что Фонд, которому сейчас почти двадцать лет, не будет действовать бесконечно. И мы рады, что можем идти вперёд с первыми выбранными институтами-преемниками, задолго до нашего заката», — сказала президент Фонда и вдова художника Дороти Лихтенштейн.
По материалам
Artdaily,
Artsy и
artnet News. Главная иллюстрация: Рой Лихтенштейн
, фреска-коллаж для отеля Белладжо
« с лежащей обнажённой»
(1997); Фонд Лихтенштейна / Музей Уитни