Музей Ван Гога в Амстердаме пересмотрит условия экспозиции культовой картины «Подсолнухи». Необходимость в этом возникла после того, как эксперты выяснили, что лепестки и стебли на полотне «увядают» — из жёлтых становятся оливково-коричневыми. Проблема в том, что художник использовал светочувствительную краску.
Сложное рентгеновское сканирование холста выявило, что Винсент Ван Гог применял два разных вида хромового жёлтого, один из которых более подвержен деградации под воздействием света. Изменения на картине, написанной в 1889 году, пока не видны человеческому глазу. Но со временем цвета утрачивают яркость на бледно-жёлтом фоне — в тех фрагментах, где художник подмешал чувствительный пигмент для достижения нужного зелёного оттенка.
Оранжевые области фона вряд ли значительно пострадают, поскольку Ван Гог использовал менее чувствительную жёлтую краску с более низким содержанием серы.
Оранжевые области фона вряд ли значительно пострадают, поскольку Ван Гог использовал менее чувствительную жёлтую краску с более низким содержанием серы.
Подсолнухи в желтой вазе
Январь 1889, 95×73 см
«Очень сложно сказать, сколько времени потребуется, чтобы изменения стали очевидными. Это будет во многом зависеть от внешних факторов», — сказал эксперт Фредерик Ванмеерт из Университета Антверпена, принимавший участие в исследованиях. Учёные определили области, где Ван Гог применил светочувствительный жёлтый хром. Этим участкам реставраторы со временем должны будут уделять особое внимание. Кроме того, выявлены очень маленькие фрагменты полотна, где использованы изумрудно-зелёный пигмент и свинцовый сурик — они тоже рано или поздно побледнеют.
Команда голландских и бельгийских учёных в течение двух лет проводила исследования по заказу Музея Ван Гога в Амстердаме, где размещается крупнейшая в мире коллекция работ художника. Пять лет назад, стремясь сохранить свои 200 картин и 400 рисунков, учреждение приглушило освещение в выставочных залах.
Команда голландских и бельгийских учёных в течение двух лет проводила исследования по заказу Музея Ван Гога в Амстердаме, где размещается крупнейшая в мире коллекция работ художника. Пять лет назад, стремясь сохранить свои 200 картин и 400 рисунков, учреждение приглушило освещение в выставочных залах.
Пейзаж
Ван Гога «Жнец в пшеничном поле и солнце» из коллекции амстердамского музея был написан в том же 1889 году, что и «Подсолнухи»
О том, что на картинах Винсента Ван Гога выгорает жёлтый цвет, учёные из Франции, Бельгии и Соединённых Штатов сообщили ещё три года назад. По их мнению, выцветание угрожает многим шедеврам импрессионистов, постимпрессионистов и ранних модернистов, которые широко применяли этот пигмент.
Предполагаемый первоначальный вид картины Анри Матисса «Радость жизни» (реконструкция слева) в сравнении с её нынешним состоянием. Фото: The Telegraph
Нынешние исследования будут иметь значение для целого ряда работ постимпрессиониста. После обработки результатов кураторы будут более пристально следить за изменениями цветов на других картинах. Ван Гог часто использовал хромовый жёлтый, так что обесцвечивание, как полагают специалисты, может грозить и другим полотнам. Судя по всему, изменение внешнего вида полотен не было неожиданностью для самого Ван Гога. «Картины увядают как цветы», — заметил он в одном из своих многочисленных писем к брату Тео.
«Подсолнухи» из Амстердама — одна из второй серии одноимённых картин. Первый цикл, написанный в Париже в 1887 году, представляет цветы на земле, второй — более известный — в вазах. Другие произведения находятся в лондонской Национальной галерее, художественных музеях в Филадельфии и Токио, в Новой пинакотеке в Мюнхене и в частной коллекции. Ещё один холст был уничтожен во время Второй мировой войны.
«Подсолнухи» из Амстердама — одна из второй серии одноимённых картин. Первый цикл, написанный в Париже в 1887 году, представляет цветы на земле, второй — более известный — в вазах. Другие произведения находятся в лондонской Национальной галерее, художественных музеях в Филадельфии и Токио, в Новой пинакотеке в Мюнхене и в частной коллекции. Ещё один холст был уничтожен во время Второй мировой войны.
«Амстердамские» подсолнухи унаследовала невестка Винсента, Джоанна (Джо). С 1946-го по 1973 годы полотно побывало почти на 80-ти выставках по всему миру, затем Фонд Ван Гога передал его в постоянную аренду музею имени живописца. Ныне шедевр редко покидает своё место. Лишь в 2014 году его отправляли в Лондон, чтобы продемонстрировать рядом с «версией-близнецом».
Две версии «Подсолнухов» Ван Гога на выставке в Лондоне в 2014 году. Фото: The Financial Times
Тем временем в британской столице готовят крупнейшую за более чем 70 лет ретроспективу голландского постимпрессиониста.
Следующей весной галерея Тейт расскажет историю молодого Ван Гога, которому было едва за 20, когда он приехал в Лондон и поселился в боро Ламбет на южном берегу Темзы. Для экспозиции будут одолжены 40 полотен из разных коллекций, включая «Звёздную ночь над Роной» из Музея Орсе в Париже. Выставка будет работать с 27 марта по 11 августа 2019 года.
Следующей весной галерея Тейт расскажет историю молодого Ван Гога, которому было едва за 20, когда он приехал в Лондон и поселился в боро Ламбет на южном берегу Темзы. Для экспозиции будут одолжены 40 полотен из разных коллекций, включая «Звёздную ночь над Роной» из Музея Орсе в Париже. Выставка будет работать с 27 марта по 11 августа 2019 года.
Звездная ночь над Роной
Сентябрь 1888, 92×72.5 см
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The Guardian и ряда других источников. Главная иллюстрация: три версии «Подсолнухов в вазе» Винсента Ван Гога в музее в Амстердаме; фото — Robbert Slagman / EPA