Сколько всего подсолнухов нарисовал Винсент Ван Гог? Вопрос — что «семечки» для искусствоведов! Ну, а публика предпочитает любоваться знаменитыми полотнами без счета, пользуясь уникальной возможностью. Впервые за 65 лет 15 солнечных цветов в вазе кисти Ван Гога в Лондонской Национальной галерее расположились рядом с их авторской копией: да здравствуют дважды «Подсолнухи»! Найдете 10 отличий?
Место под солнцем Ван Гога
Винсент Ван Гог нарисовал три серии картин с подсолнухами: лежащие цветы — в Париже в 1887 г., подсолнухи в вазе — в Арле (в 1888 г.) и копии — по возвращении из этой «творческой командировки». Каждого вида — по несколько полотен (всего говорят об 11 вариантах натюрморта), и все отличаются друг от друга. Одна из серий в Арле обязана своим появлением… натурщицам и ветру. Первые не явились на сеанс, второй, мистраль, — свирепствовал, затрудняя пленер на природе. Так что пришлось импровизировать: взяв охапку ярких прованских цветов, расположить их в вазе, и — пробовать оттенки желтого!С «Подсолнухами» связана масса историй: две картины были предназначены другу и соратнику Гогену, который приехал в Арле и сотрудничал с Ван Гогом. Неистовый Винсент, как и задумывал, с помощью цветов сумел впечатлить своими картинами собрата по цеху и революции в искусстве: вверху — полотно Гогена, запечатлевшего Ван Гога за работой!
…Много лет спустя одна из «подсолнечных» картин погибла при бомбежке американцами Японии в одно время с Хиросимой, другая недоступна публике, попутешествовав по частным коллекциям. На картинном счету — умопомрачительные цены, исследования специалистов, постепенное потемнение полотен (теперь их хранить при пониженном освещении и температуре!), музейные экспонаты в Мюнхене, Токио, Филадельфии… И, конечно, в Лондоне и Амстердаме, в Музее Ван Гога. Собственно, успешному завершению десятилетнего исследования Музея Ван Гога и посвящен «двойная гастроль» двух полотен серии. В прошлом году оригинал — «лондонское» полотно, — гостило в Амстердаме, у своей не менее знаменитой авторской копии. А в этом, 2014 — ответный визит, который продлится до 27 апреля.
Публику приглашают сравнить цвета цветов, и убедиться, что на авторской копии, которая была написана Ван Гогом по возвращении из Арле, они сияют ярче. Как поясняют кураторы выставки, Ван Гог решил показать и утвердить революционность нового движения в живописи: цветы не вянут, а цветут! На выставке представлены и результаты упомянутого исследования, главный мотив которых — «реабилитация безумного мастера». По словам Акселя Раджера, директора музея в Амстердаме, художник не впадал в безумный транс при рисовании, а, напротив, работал очень тщательно и продуманно.
«…Он долго изучал теорию цвета, работал методично. Это сильно отличается от общих представлений о нем, как о художнике, который хаотично наносит краску на холст…"
Что ж, тридцать подсолнухов, которые можно увидеть в двух вазах на полотнах в Лондоне, тому доказательство. Сколько отличий вы нашли? И заметили, что на «амстердамской» копии зернышки синие?
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889.
Холст, масло, 95×73. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Холст, масло, 95×73. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Справка АРТХИВа:
Полотно Лондонской Национальной галереи было куплено в 1924 г. за 1308 фунтов стерлингов — смешные нынче деньги за «визитную карточку» знаменитого удожинка, который при жизни продал всего одну картину — «Виноградники в Арле». Ведь в 1987 г. еще одни авторские «Подсолнухи» Ван Гога были проданы с аукциона Christie’s за 40 млн. долларов — рекорд для картин на то время. Но и английскому музею нынче грех жаловаться, ведь картина продолжает «зарабатывать»: одних открыток с ее изображением за год расходится более 25 тысяч!
Винсент Ван Гог, Арле: «У меня еще никогда не было такой замечательной возможности работать. Природа здесь необыкновенно красива! Везде, надо всем дивно синий небосвод и солнце, которое струит сияние светлого зеленовато-желтого цвета; это мягко и красиво, как сочетание небесно-голубого и желтого на картинах Вермеера Дельфтского. Я не могу написать так же красиво, но меня это захватывает настолько, что я даю себе волю, не думая ни о каких правилах» (Винсент Ван Гог, Арле)