Хоан Панье Миро — чинный патрон, посвятивший себя наследию предка -художника, — позирует вместе с Катрин Денев на официальных торжествах. И он же — шут в малиновом наряде и очках (Элвис?!)? — в своем перфомансе, посвященном легендарному дедушке Миро и его картине. Необычное представление новой выставки работ мастера в Galerie Gmurzynska в Цюрихе, которая готовилась 10 лет! Что же за внук такой, и что там в экспозиции?
Метаморфозы
1936
Сначала отдадим должное «хитам» экспозиции: 6 редких коллажей 1930-х годов, состоящие из акварельных фрагментов, газетных вырезок и надписей, редко бывают на публике. Работы значительные: они лет на 30 предвосхитили эксперименты американцев Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса. Таких коллажей Миро в настоящее время сохранилось всего 25, и некоторые работы продаются. Стоимость одной — миллион долларов. А теперь — добро пожаловать на необыкновенное открытие выставки вместе с его внуком!
Внук Хоана Миро (Хуана, Жоана, Joan Miro, 1893−1983) - тоже Хоан (Хуан, Жоан, Joan Punyet Miro)! На сегодня он — единственный прямой потомок художника. Увы, старших братьев уже нет в нашем мире… Ну, а младший — похож на бабушку, не прочь порой копировать «раннюю» дедову манеру одеваться, и весь отдан делу Фонда Миро, как некогда и его мама, единственная дочь художника — Мария Долорес.
Миро с супругой и внуки
Хоан посетил студию деда на Мальорке в 10-летнем возрасте, и навсегда запомнил несравненный творческий хаос и запах краски. Хоан Миро — художник был любящим дедушкой, жизнерадостным человеком, способным веселиться и шутить. Именно поэтому нынешние открытия художественных выставок гениев прошлого Хоан-внук считает неоправданно унылыми, официозными, и сравнивает их… с походом к дантисту.
Что ж, он постарался противопоставить скуке необыкновенный перфоманс, благодаря которому открытие ретроспективы Миро 3 октября получило шумный резонанс в СМИ. Собственно, пикантные подробности поступили не с самой церемонии, а с вечеринки в честь старта выставки, которое состоялось в кинотеатре Razzia, один из залов которого превратили в гламурный ресторан.
Итак, встречайте: Хоан Миро во флуоресцентном розовом врывается на мотобайке Harley Davidson под звуки рок-хита «Рожденный быть диким» («Born to be Wild», Steppenwolf), и начинает экспрессивно говорить о творчестве знаменитого деда. И потом… Этот неловкий момент, когда публика, включая знаменитую актрису Катрин Денев, замерла при виде поднесенного к виску пистолета, казавшегося настоящим! Хоан стрелял чернилами, плакал, оголялся, покрывался розовой неоновой краской, и «впечатывал» свое крашеное тело в холст. Вот так он «увидел и подал» одну из работ деда в контексте движения дада
и сюрреализма!
«…5-го февраля 2016 мы будем праздновать столетие дадаизма, который был создан в Кабаре Вольте (Cabaret Voltaire) в Цюрихе. Я хотел, чтобы люди знали о присущим дадаистам храбрости, кураже, инстинкте провокации и иррационального насилия. Кроме того, мы должны помнить также о том, как поэтическое, литературное и артистическое наследие сюрреализма изменило мир, в котором мы живем» — пояснил Хоан Панье Миро идею перфоманса одному из изданий.
Однако, потехе — час, а выставке — время. В экспозиции Galerie Gmurzynska представлено 60 работ Хоана Миро: картины рисунки, коллажи и скульптуры, созданные им в Париже, Барселоне и на Майорке в 1920 — 1930-е годы, а также некоторые поздние скульптуры и картины. Редкие фото прилагаются!
Немалая часть работ, кстати, продается, и уж их-то подлинность несомненна (вечный вопрос, когда речь идет о богатом наследии плодовитых художников недавнего прошлого). Организаторы выставки подчеркивают свое стремление показать Миро не меньшим новатором, чем Пикассо.
На выставке имеется и редкое фото двух художников вместе (на данном снимке мы также видим старшего внука Миро — Давида).
Пабло как-то сказал Хоану по-приятельски: «после меня новые двери открываете вы»
О выставке рассказывает и серьезный искусствовед (да-да!), тот самый внук художника — Хоан Панье Миро. «Эта выставка открывает то, что Миро никогда не выступал в роли конформиста. Напротив, она показывает, что в его творчестве всегда присутствовало влияние дада
и сюрреализма, вместе с влиянием наследия примитивных цивилизаций и культуры Востока, особенно Японии. Миро посетил Японию в 1966 и 1969 годах, и находился под большим впечатлением от каллиграфии „суми-э“ буддийских монахов.»
Ферма
1922, 132×147 см
Наряду с экспозицией в галерее Gmurzynska, в художественном музее Цюриха проходит и выставка, посвященная фрескам Миро («Joan Miro: Wall, Frieze, Mural@): проводятся параллели с его картинами. Так что в Цюрихе до середины января можно как следует исследовать мир абстракциониста, сюрреалиста, отчасти дадаиста и «каллиграфиста» Миро. Можно даже приобрести коллаж
за миллион. «Однако перфоманс не продается» — заметил внук знаменитого каталонца. Шутка?
По информации и фотоматериалам Galerie Gmurzynska, The Art Newspaper, Artnet News, Forbes, Blouin Artinfo