Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Собрание музея пополнилось десятками ценных работ художника,творчество которого было с успехом представлено на ретроспективной выставке«Лабиринты Аксинина» в ноябре-декабре 2017 года.
Фонд«Stedley Art Foundation» передал 10 офортов мастера,коллекционер Игорь Введенский подарил 23 работы из своего собрания,и галерея«Дукат» преподнесла музею 21 работу Аксинина и художников его круга.
Об этом художнике говорят,что в своих работал он ставил больше вопросов,чем давал ответов.
Художник родился в 1949 году во Львове. Окончил Полиграфический институт(сейчас Украинская Академия книгопечатания) по специальности«Графика,художественное оформление и иллюстрация книги». Работал в технике офорта, рисовал акварелью и тушью.
Аксинин поддерживал тесные творческие связи с советскими,польскими и эстонскими представителями андеграунда,дружил с Дмитрием Приговым, Виктором Кривулиным,Ильей Кабаковым, Оскаром Рабином, Эдуардом Гороховским,Генрихом Сапгиром и Тинисом Винтом.
В 1981 году экслибрис Аксинина,выполненный для бенедиктинского монастыря в Польше,победил в конкурсе,посвященному 1 500-летнему юбилею Святого Бенедикта и передан в дар Папе Римскому Иоанну Павлу II. При жизни прошли несколько персональных выставок Аксинина в Эстонии и Польше. В 1985 году,возвращаясь из Таллина домой,он погиб в авиакатастрофе. Фото выше: Александр Аксинин. Источник: photo-lviv.in.ua
Художник умер в 35 лет,но его недолгая жизнь была необычайно насыщена,круг интересов Аксинина был необъятен — мастера интересовали символические системы алхимии и астрологии,китайская«Книга Перемен» и буддийские трактаты. Много времени Аксинин проводил за чтением,он находился в постоянном внутреннем диалоге с восточными и западными философами,писателями,художниками. Его«собеседниками» были Франц Кафка,Хорхе Борхес,Уильям Фолкнер,Джонатан Свифт,Федор Достоевский,Велимир Хлебников,любимыми художниками — Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Мауриц Эшер, Пауль Клее, Джорджо де Кирико, Малевич.
Аксинин создал графические серии офортов по мотивам некоторых литературных произведений — цикл офортов к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэррола,в котором по словам Аксинина«Алиса с безупречной разумностью странствует в джунглях бессмысленности», серии«Босхиана» и «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». В этих работах он развивал тему абсурдности,бессмысленности и безумия человеческого бытия. Как считает Введенский,«…причиной тому могла быть художественная и философская позиция художника. Когда он,вслед за Полем Валери,говорит о том,что „реальность может быть выражена только в абсурдном“».
Аксинин был хорошо знаком с философскими учениями западных и восточных мыслителей от Платона до Гегеля,увлекался исследованиями Романа Ингардена,Эдмунда Гуссерля,Мишеля Фуко. В своих дневниках Аксинин делал выписки из философской литературы,записывал собственные размышления. Глубокое переосмысление их философских идей,а также собственное мировоззрение и духовный опыт отразились в художественной практике мастера. В его работах появилась визуально-пластическое выражение понятий времени,пространства,бесконечности,вечности. Своими метафизическими размышлениями художник сопровождал многие свои гравюры. Например,офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
«Чаша» автор подписал как «Чаша вечной Сакральной полигамии — того,что может быть осуществлено как высшее посвящение,когда в последнем из наиболее мирских действий и падений является состояние,природа которого есть неподвластность земному и Высшее воление того,что есть единственное желаемое и Суть земного».
«Аксинин ощущал свое творчество безнадежно многомерным и бесконечным: развитие первоначальных форм,динамика цвето-эмоциональных состояний,мизансцены сквозного действия,трансцендентный план образов и знаков — он творил мир основательно и без пробелов. Он знал,что рано умрет,однако „преждевременно умершим автором“ остался бы,проживи хоть две тысячи лет, — исчерпаться он не мог» — Игорь Дюрич,культуролог,близкий друг художника.
Александр Аксинин строил собственные непостижимые миры,оставаясь вне официальной художественной системы. В его видении разрозненный мир,разделенный на тысячи микрочастиц,стремится соединиться в гармоничное целое. Художник часто использовал мотив лабиринта,через который практически невозможно пройти. Однако сам путь через лабиринт становится смыслом жизни. Человек в работах Аксинина выглядит растерянным и одиноким,заключенным в изолированную клетку-темницу,из которой он всеми силами стремится освободиться.
Свои размышления в работах Аксинин выражал через символы,используя ссылки на универсальные образы, — Вавилонскую башню,всадников Апокалипсиса,распятие,судьбу с косой,падающего Икара. Эти образы эмоциональны и драматичны,их смысл заключается в поисках сущности жизни,любви и смерти. В последние годы мотив смерти постоянно присутствовал в его работах,возможно,это было связано с переживаниями медленного ухода из жизни любимой жены — Энгелины Буряковской.
Художник обращается к древней символике,использует алхимические и астрологические знаки,создает на их основе собственные символограммы: его работам присуще медитативное звучание.
Часть работ Александра Аксинина выполнена в размере 10×10 см,и чтобы рассмотреть такие детали,как маленькие кружки-соты,в которых заключены цифры,буквы или символы,понадобится увеличительное стекло. Эта невидимая невооруженным глазом работа имела глубокий духовный смысл для самого художника. Сам творческий процесс в его глазах становился неким религиозным ритуалом и приводил художника к новым открытиям,откровениям.
Александр Аксинин увлекался экслибрисом — жанром книжной графики,почти исчезнувшем в начале ХХ века.
Экслибрис — это произведение печатной графики. Как книжный знак,он удостоверяет владельца книги и размещается на левом форзаце. Экслибрис образно рассказывает о профессии или интересах владельца книги. Аксинин создал множество экслибрисов,посвященных жене,друзьям и любимым авторам.
Поэт Виктор Кривулин,видный деятель неофициальной культуры в Ленинграде,друг Аксинина считает,что многие работы художника для полного их прочтения нуждаются в рассказе. Например,Кривулин писал о том,что для офорта«Притча о жизни и смерти» имеется как минимум два авторских трактования.
Первая версия основана на связи между историческими и космическими процессами и восходит к открытию ученого А. Л. Чижевского. В середине 1920-х годов он обнаружил,что циклы солнечной активности,кратные 11 с половиной годам,соотносятся с ритмом исторических катаклизмов и перемен. Он предсказал,что осень 1929,лето 1941,весна 1953,осень 1964 будут отмечены важными для русской истории событиями. Так и произошло: в начале осени 1919 началась коллективизация,летом 1941 года Германия напала на СССР,в марте 1953 года умер Сталин,в октябре 1964 — произошло падение Хрущева. За свои«антинаучные открытия» Чижевский провел несколько лет в тюрьме. Однако его идеи вызывали большой интерес в кругах советской интеллигенции. В офорте Аксинин соблюдает числовую последовательность: в работе присутствуют 11 фигур(9 выглядывают из травы и 2 срезаны косарем), 11 кувшинов для молока и 11 небесных жезлов. Второе толкование сюжета восходит к народным поверьям. Ключ к разгадке заключается в фигуре косаря — аллегории Смерти. В православных святцах есть святой Касьян,день которого отмечается один раз в четыре года и выпадает он на 29 февраля. Народная этимология возводит имя святого к глаголу«косить», а «коса» — непременный атрибут смерти не только в славянской,но и в европейской мифологии. Високосный год считается тяжелым,говорят,что в такой год умирает больше людей,чем в другие годы. Эти представления отражены в поговорке,которой встречают високосные годы: «Опять пришел Касьян людей косить».
«Разумеется,для восприятия работ Аксинина не обязательно знание определенных сюжетов,ни владение языком определенных символов. Но в таком случае,их эстетический эффект будет слабее. Стоит уловить медитативно-повествовательную природу этого искусства — как мы попадаем в особый мир,со своими законами и замкнутыми процессами,с новыми отношениями между предметами,каждый из которых по отдельности кажется нам знакомым,но будучи соединены,эти узнаваемые вещи теряют бытовую привязанность и повествуют о вселенной,существующей как бы параллельно объективному порядку вещей» — В. Кривулин.
За год до смерти Аксинин создал экслибрис для Виктора Вольдемарова — панораму средневекового города,напоминающего Львов. В этой работе художник использует прием«внутренних зрителей»: два монаха становятся свидетелями необычайного зрелища. Город распадается на кусочки,которые превращаются в слова и записываются в книгу-историю. Или же,наоборот,персонажи читают рукопись и у них перед глазами возникают очертания древнего города.
Работы Аксинина - лабиринты интеллектуальных ребусов,путешествие по которым гарантирует необычайные эмоциональные приключения.
Важным событием для украинского искусства стала публикация двухтомного издания«Время и Вечность Александра Аксинина» — сборника литературных и графических работ мастера. Книги опубликованы киевским аукционным домом«Дукат». В них собраны почти все известные работы художника,а также приводятся тексты из дневников и писем.
«Здесь нет комментариев — отмечает автор проекта и составитель Любовь Илюхина — звучит только чистый и одинокий голос уникального художника,который,используя язык графической формы,построил собственную философскую систему,создавал собственный метаязык,чтобы выразить свою космологию,свои гипотезы про мир в координатах Время — Вечность».
Заглавная иллюстрация: Александр Аксинин«Экслибрис профессора онкологии А. И. Гнатишака», 1978 год,офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
. В новости использованы материалы из сборника«Аксинин — Хлебников: слышать голос Другого — Друга» Часть II. «Что есть бытие,истина,искусство???», публикации сайта aksinin.com.