войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Национальному художественному музею Украины подарены офорты Александра Аксинина – художника львовского андеграунда

Собрание музея пополнилось десятками ценных работ художника, творчество которого было с успехом представлено на ретроспективной выставке «Лабиринты Аксинина» в ноябре-декабре 2017 года.
Национальному художественному музею Украины подарены офорты Александра Аксинина – художника львовского андеграунда
Фонд «Stedley Art Foundation» передал 10 офортов мастера, коллекционер Игорь Введенский подарил 23 работы из своего собрания, и галерея «Дукат» преподнесла музею 21 работу Аксинина и художников его круга.
Александр Аксинин, трагически погибший в 1985 году, был культовым художником для своего круга, но оставался непонятым многими своими современниками.

«Вершина речи — прибытие не вглубь себя
но к краю того
что его ограничивает».
А. Аксинин.
Об этом художнике говорят, что в своих работал он ставил больше вопросов, чем давал ответов.
Художник родился в 1949 году во Львове. Окончил Полиграфический институт (сейчас Украинская Академия

Художник родился в 1949 году во Львове. Окончил Полиграфический институт (сейчас Украинская Академия книгопечатания) по специальности «Графика, художественное оформление и иллюстрация книги». Работал в технике офорта, рисовал акварелью и тушью.

Аксинин поддерживал тесные творческие связи с советскими, польскими и эстонскими представителями андеграунда, дружил с Дмитрием Приговым, Виктором Кривулиным, Ильей Кабаковым, Оскаром Рабином, Эдуардом Гороховским, Генрихом Сапгиром и Тинисом Винтом.

В 1981 году экслибрис Аксинина, выполненный для бенедиктинского монастыря в Польше, победил в конкурсе, посвященному 1 500-летнему юбилею Святого Бенедикта и передан в дар Папе Римскому Иоанну Павлу II. При жизни прошли несколько персональных выставок Аксинина в Эстонии и Польше. В 1985 году, возвращаясь из Таллина домой, он погиб в авиакатастрофе.

Фото выше: Александр Аксинин. Источник: photo-lviv.in.ua

Художник умер в 35 лет, но его недолгая жизнь была необычайно насыщена, круг интересов Аксинина был необъятен — мастера интересовали символические системы алхимии и астрологии, китайская «Книга Перемен» и буддийские трактаты. Много времени Аксинин проводил за чтением, он находился в постоянном внутреннем диалоге с восточными и западными философами, писателями, художниками. Его «собеседниками» были Франц Кафка, Хорхе Борхес, Уильям Фолкнер, Джонатан Свифт, Федор Достоевский, Велимир Хлебников, любимыми художниками — Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Мауриц Эшер, Пауль Клее, Джорджо де Кирико, Малевич.
Аксинин создал графические серии офортов по мотивам некоторых литературных произведений — цикл офортов к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэррола, в котором по словам Аксинина «Алиса с безупречной разумностью странствует в джунглях бессмысленности», серии «Босхиана» и «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». В этих работах он развивал тему абсурдности, бессмысленности и безумия человеческого бытия. Как считает Введенский, «…причиной тому могла быть художественная и философская позиция художника. Когда он, вслед за Полем Валери, говорит о том, что „реальность может быть выражена только в абсурдном“».
Аксинин был хорошо знаком с философскими учениями западных и восточных мыслителей от Платона до Гегеля, увлекался исследованиями Романа Ингардена, Эдмунда Гуссерля, Мишеля Фуко. В своих дневниках Аксинин делал выписки из философской литературы, записывал собственные размышления.
Глубокое переосмысление их философских идей, а также собственное мировоззрение и духовный опыт отразились в художественной практике мастера. В его работах появилась визуально-пластическое выражение понятий времени, пространства, бесконечности, вечности. Своими метафизическими размышлениями художник сопровождал многие свои гравюры. Например, офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
Читать дальше
«Чаша» автор подписал как «Чаша вечной Сакральной полигамии — того, что может быть осуществлено как высшее посвящение, когда в последнем из наиболее мирских действий и падений является состояние, природа которого есть неподвластность земному и Высшее воление того, что есть единственное желаемое и Суть земного».


«Аксинин ощущал свое творчество безнадежно многомерным и бесконечным: развитие первоначальных форм, динамика цвето-эмоциональных состояний, мизансцены сквозного действия, трансцендентный план образов и знаков — он творил мир основательно и без пробелов. Он знал, что рано умрет, однако „преждевременно умершим автором“ остался бы, проживи хоть две тысячи лет, — исчерпаться он не мог» — Игорь Дюрич, культуролог, близкий друг художника.
Александр Аксинин строил собственные непостижимые миры, оставаясь вне официальной художественной системы. В его видении разрозненный мир, разделенный на тысячи микрочастиц, стремится соединиться в гармоничное целое. Художник часто использовал мотив лабиринта, через который практически невозможно пройти. Однако сам путь через лабиринт становится смыслом жизни. Человек в работах Аксинина выглядит растерянным и одиноким, заключенным в изолированную клетку-темницу, из которой он всеми силами стремится освободиться.
Рекомендуемые художники
Свои размышления в работах Аксинин выражал через символы, используя ссылки на универсальные образы, — Вавилонскую башню, всадников Апокалипсиса, распятие, судьбу с косой, падающего Икара. Эти образы эмоциональны и драматичны, их смысл заключается в поисках сущности жизни, любви и смерти. В последние годы мотив смерти постоянно присутствовал в его работах, возможно, это было связано с переживаниями медленного ухода из жизни любимой жены — Энгелины Буряковской.
Художник обращается к древней символике, использует алхимические и астрологические знаки, создает на их основе собственные символограммы: его работам присуще медитативное звучание.
Часть работ Александра Аксинина выполнена в размере 10×10 см, и чтобы рассмотреть такие детали, как маленькие кружки-соты, в которых заключены цифры, буквы или символы, понадобится увеличительное стекло. Эта невидимая невооруженным глазом работа имела глубокий духовный смысл для самого художника. Сам творческий процесс в его глазах становился неким религиозным ритуалом и приводил художника к новым открытиям, откровениям.

Александр Аксинин увлекался экслибрисом — жанром книжной графики, почти исчезнувшем в начале ХХ века.
Экслибрис — это произведение печатной графики. Как книжный знак, он удостоверяет владельца книги и размещается на левом форзаце. Экслибрис образно рассказывает о профессии или интересах владельца книги. Аксинин создал множество экслибрисов, посвященных жене, друзьям и любимым авторам.
Поэт Виктор Кривулин, видный деятель неофициальной культуры в Ленинграде, друг Аксинина считает, что многие работы художника для полного их прочтения нуждаются в рассказе. Например, Кривулин писал о том, что для офорта «Притча о жизни и смерти» имеется как минимум два авторских трактования.

Первая версия основана на связи между историческими и космическими процессами и восходит к открытию ученого А. Л. Чижевского. В середине 1920-х годов он обнаружил, что циклы солнечной активности, кратные 11 с половиной годам, соотносятся с ритмом исторических катаклизмов и перемен. Он предсказал, что осень 1929, лето 1941, весна 1953, осень 1964 будут отмечены важными для русской истории событиями. Так и произошло: в начале осени 1919 началась коллективизация, летом 1941 года Германия напала на СССР, в марте 1953 года умер Сталин, в октябре 1964 — произошло падение Хрущева. За свои «антинаучные открытия» Чижевский провел несколько лет в тюрьме. Однако его идеи вызывали большой интерес в кругах советской интеллигенции. В офорте Аксинин соблюдает числовую последовательность: в работе присутствуют 11 фигур (9 выглядывают из травы и 2 срезаны косарем), 11 кувшинов для молока и 11 небесных жезлов.

Второе толкование сюжета восходит к народным поверьям. Ключ к разгадке заключается в фигуре косаря — аллегории Смерти. В православных святцах есть святой Касьян, день которого отмечается один раз в четыре года и выпадает он на 29 февраля. Народная этимология возводит имя святого к глаголу «косить», а «коса» — непременный атрибут смерти не только в славянской, но и в европейской мифологии. Високосный год считается тяжелым, говорят, что в такой год умирает больше людей, чем в другие годы. Эти представления отражены в поговорке, которой встречают високосные годы: «Опять пришел Касьян людей косить».
«Разумеется, для восприятия работ Аксинина не обязательно знание определенных сюжетов, ни владение языком определенных символов. Но в таком случае, их эстетический эффект будет слабее. Стоит уловить медитативно-повествовательную природу этого искусства — как мы попадаем в особый мир, со своими законами и замкнутыми процессами, с новыми отношениями между предметами, каждый из которых по отдельности кажется нам знакомым, но будучи соединены, эти узнаваемые вещи теряют бытовую привязанность и повествуют о вселенной, существующей как бы параллельно объективному порядку вещей» — В. Кривулин.
За год до смерти Аксинин создал экслибрис для Виктора Вольдемарова — панораму средневекового города, напоминающего Львов. В этой работе художник использует прием «внутренних зрителей»: два монаха становятся свидетелями необычайного зрелища. Город распадается на кусочки, которые превращаются в слова и записываются в книгу-историю. Или же, наоборот, персонажи читают рукопись и у них перед глазами возникают очертания древнего города.

Работы Аксинина - лабиринты интеллектуальных ребусов, путешествие по которым гарантирует необычайные эмоциональные приключения.
Важным событием для украинского искусства стала публикация двухтомного издания «Время и Вечность Александра Аксинина» — сборника литературных и графических работ мастера. Книги опубликованы киевским аукционным домом «Дукат». В них собраны почти все известные работы художника, а также приводятся тексты из дневников и писем.

«Здесь нет комментариев — отмечает автор проекта и составитель Любовь Илюхина — звучит только чистый и одинокий голос уникального художника, который, используя язык графической формы, построил собственную философскую систему, создавал собственный метаязык, чтобы выразить свою космологию, свои гипотезы про мир в координатах Время — Вечность».
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$541
Оригинал
Nina Rassen. "Космические Ксалахары все легенды вселенной "
  • Реклама
"Космические Ксалахары все легенды вселенной "
2023, 2000×3000 см
€200
Цифровая копия
Эдуард Поташев. Путь
  • Реклама
Путь
2024, 85×25 см
Геннадий Николаевич Жихарев. Человек-дерево
  • Реклама
Человек-дерево
08.03.1989, 127×67 см
$20
Оригинал
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 839
Оригинал
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.

Заглавная иллюстрация: Александр Аксинин «Экслибрис профессора онкологии А. И. Гнатишака», 1978 год, офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
Читать дальше
. В новости использованы материалы из сборника «Аксинин — Хлебников: слышать голос Другого — Друга» Часть II. «Что есть бытие, истина, искусство???», публикации сайта aksinin.com.