«В живописи важно всё, но самое важное — это цвет»: в Государственной Третьяковской галерее проходит выставка блистательного живописца Мартироса Сарьяна (1880−1972).
В экспозиции представлены работы из различных собраний: 13 картин дореволюционного периода из коллекции Третьяковской галереи и 16 произведений из музейных собраний Армении наилучшим образом представляют выдающегося мастера.
Финиковая пальма. Египет
1911, 106.8×71 см
Картины, представленные в 48-м зале Третьяковской галереи относятся преимущественно к периоду 1910-х годов, когда к Сарьяну пришли признание и успех. На выставке можно увидеть работы, созданные художником во время путешествий по странам Ближнего Востока — Турции, Египту и Персии, — которые он совершал в начале творческого пути. Среди произведений — знаменитые «Улица. Полдень. Константинополь» (1910), «Константинополь. Собаки» (1910), «Финиковая пальма. Египет» (1911, все — Третьяковская галерея).
Улица. Полдень. Константинополь
1910, 66×39 см
У гранатового дерева
1907, 34.6×52.5 см
Мартирос Сарьян родился в городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону, где основную часть населения составляли армяне, переселившиеся в приазовские степи из Крыма в конце XVIII века. В 15 лет Сарьян окончил общеобразовательное городское училище, а в 1897 году он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Это были годы реформы системы образования в учебном заведении, и среди преподавателей блистали Константин Коровин, Исаак Левитан, Леонид Пастернак, Валентин Серов, Абрам Архипов. Учащиеся проводили целые дни в Румянцевском музее и Третьяковской галерее. Значительное влияние на формирование их мировоззрения оказало знакомство с новейшей французской живописью в знаменитых коллекциях Сергея Щукина и Саввы Морозова.
Автопортрет
1909, 47.8×44.2 см
В Училище Сарьян сблизился с однокурсниками Павлом Кузнецовым, Петром Уткиным и другими молодыми символистами. В 1900-е годы вместе с ними активно участвовал в выставках — «Алая роза» (1904), «Голубая роза» (1907), «Венок» (1908), «Золотое руно» (1908−1910)… Ему, как и его соратникам, были близки фантастические образы сказок, дающие возможность свободного обращения с формой и цветом. Постепенно художник выработал свою, глубоко индивидуальную живописную манеру, которая стала его отличительной чертой.
Участие в выставках крупнейших объединений — «Московское товарищество художников», «Мир искусства», «Союз русских художников» — принесло Сарьяну славу и успех. Картины художника покупали знаменитые коллекционеры Иван Морозов, Илья Остроухов, Михаил Рябушинский. В 1911—1913 годах Совет Третьяковской галереи решает приобрести его картины «Зеленый кувшин» (1910), «Виноград» (1911), «Кувшины и фрукты» (1912) и другие, в том числе «Глицинии» (1910), купленные по рекомендации Серова.
Глицинии
1910, 63.4×65.6 см
Уже после смерти Сарьяна в Галерею стараниями коллекционера и исследователя Ильи Зильберштейна поступила работа «Газели» (1926), экспонировавшаяся на первой персональной зарубежной выставке мастера в Париже в 1928 году. Это этапное для творчества Сарьяна произведение, по его собственному признанию, синтезировало задачи, которые он ставил перед собой: представить «природу как единое живое существо».
Улица в Каире
1911, 48×64 см
После Октябрьской революции Сарьян приехал с семьей в Россию. В 1918—1919 годах он жил в Новой Нахичевани, стал инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. В 1921 году по приглашению Александра Мясникяна, председателя Совета народных комиссаров Армении, Сарьян переехал в Армению. С этих пор ее природа и люди стали главной темой творчества художника.
Голова девушки (Мариам Тазахулахян)
1912, 69.3×51.5 см
Выставка работ Мартироса Сарьяна
в Государственной Третьяковской галерее
работает до 14 января 2018 года.
в Государственной Третьяковской галерее
работает до 14 января 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам пресс-релиза ГТГ. Титульная иллюстрация: Мартирос Сарьян. К роднику. 1926.