Венский Музей истории искусств повторил свой невероятно удачный проект — подъем к росписям Густава Климта. Временный подиум массой четыре тонны — «мост Климта» — позволил зрителям подняться на высоту 12 метров к откосам арок и интерколумниям парадной лестницы музея, где художник поместил аллегорические изображения самых значительных эпох в истории европейской живописи.
Вена охвачена «климтоманей». Густав Климт — символ столицы Австрии наряду с Моцартом. И турист, невольно заразившийся этим вирусом, уже не может пройти мимо аттракциона, который повторится, в лучшем случае, года через четыре — пять.
Впервые посетители музея смогли рассмотреть знаменитые климтовские фрески вблизи в 2012 году. Тогда подиум был воздвигнут в честь 150-летия со дня рождения художника. В этом году повод более печальный — 100-летие со дня его смерти.
Фрамент работы Густава Климта.
Сегодня в это трудно поверить, но еще каких-то полтора века назад в Вене не было специально созданных музеев. Ценнейшие произведения искусства хранились в частных коллекциях знатных семей Австрии — не только Габсбургов, но и Лихтенштейнов, Черниных, Гаррахов. Если зрителей и допускали посмотреть эти коллекции, то делалось это по предварительным письменным заявлениям, доступ давался всего несколько часов в день.
слева: Музей истории искусств. Источник фото venagid.ru
20 декабря 1857 г. император Франц Иосиф I подписал указ, согласно которому, во-первых, были разрушены городские стены, которые окружали старый центр города. Родился новый европейский мегаполис. Во-вторых, были построены новые музеи. Архитектору Готфриду Земперу была поручена реконструкция городской резиденции Габсбургов — Хофбурга. Он создал проект в стиле необарокко, включающий два музея (Музей истории искусств Kunsthistorisches Museum и Музей естествознания), новый театр, манеж, монумент австрийской императрицы Марии Терезии.
На «Мосту Климта».
Основу экспозиции Музея истории искусств (к слову, ныне доступной онлайн) составила коллекция Габсбургов. На первом этаже расположено собрание декоративного искусства. Картинная галерея размещена на втором этаже в серии больших галерей со стеклянными потолками и анфиладой небольших комнат.
Украсить лестницу изначально было поручено Хансу Макарту, ведущему художнику эпохи Рингштрассе и любимцу венского общества. Его попросили исполнить «потолочную роспись и 12 люнетт на холсте, небольшие спанрели и картины для пространств между колоннами на золотом фоне, нарисованные прямо на стене». Но художник скончался в 1884 году, не успев завершить работу.
Когда директор Австрийского музея искусства и промышленности Рудольф фон Эйтельбергер познакомил Карла фон Гаснауэра, архитектора, отвечающего за оформление императорских музеев, с работами молодых художников — Густава Климта, его младшего брата Эрнста, Франца фон Мача — тот воскликнул: «Я буду использовать вас, ребята!».
Украсить лестницу изначально было поручено Хансу Макарту, ведущему художнику эпохи Рингштрассе и любимцу венского общества. Его попросили исполнить «потолочную роспись и 12 люнетт на холсте, небольшие спанрели и картины для пространств между колоннами на золотом фоне, нарисованные прямо на стене». Но художник скончался в 1884 году, не успев завершить работу.
Когда директор Австрийского музея искусства и промышленности Рудольф фон Эйтельбергер познакомил Карла фон Гаснауэра, архитектора, отвечающего за оформление императорских музеев, с работами молодых художников — Густава Климта, его младшего брата Эрнста, Франца фон Мача — тот воскликнул: «Я буду использовать вас, ребята!».
К тому времени «Компания художников», как называло себя трио, уже имело достаточно богатый опыт оформления общественных зданий. Они разрабатывали занавесы и потолочные картины для театров в Райхенберге, Гермесвилле, Карлсбаде и Фиуме. В новом здании венского «Бургтеатра» в 1886—1888 гг. друзья создали потолочные фрески и междуколонные картины, мозаичное панно. За последнюю работу император Австрии наградил Густава Климта «Золотым орденом за заслуги».
Компании художников в Музее истории искусств досталась самая композиционно сложная и неблагодарная часть украшения лестницы: им были заказаны в общей сложности сорок картин в крайне непривлекательном месте — более двенадцати метров над уровнем пола в спандрелях высоких аркад и в пространствах между двойными колоннами, разделяющими их.
28 февраля 1890 г. Хофбауский комитет (Императорский строительный комитет), ответственный за расширение города, подписал контракт с тремя молодыми мастерами, которые пообещали исполнить заказ «вместе, то есть один за всех и все за одного» и «оправдать самые высокие требования искусства».
За свою работу «Компания художников» должна была получить в общей сложности 14 тыс. гульденов. Это была самая высокая плата художникам, работавшим над внутренним убранством музея. Для сравнения: в 1891 г. государственный служащий среднего звена зарабатывал 1 тыс. 690 гульденов в год. Впрочем, высокая оплата включала выполнение эскизов и картин, подбор готовых картин, доставку полотна и транспортировку готовых картин в музей, а также любую необходимую ретушь после помещения картин на их места.
Этот проект был сложной задачей не только в техническом отношении, но и потому, что на его выполнение отводилось всего пять месяцев: все картины должны быть закончены и установлены на место к концу июля 1890 года.
Сюжеты 40 картин, которые предстояло написать «Компании художников», отобрал Альберт Ильг, выдающийся историк искусства и куратор музея. Роспись стен задумывалась как серия тематических картин, изображающих разные художественные стили и иллюстрирующих историю основных художественных центров Европы, включая античные Грецию и Рим, а также древний Египет. Позы, костюмы и отдельные объекты должны были точно отражать стиль и изделия, типичные для каждого периода.
За свою работу «Компания художников» должна была получить в общей сложности 14 тыс. гульденов. Это была самая высокая плата художникам, работавшим над внутренним убранством музея. Для сравнения: в 1891 г. государственный служащий среднего звена зарабатывал 1 тыс. 690 гульденов в год. Впрочем, высокая оплата включала выполнение эскизов и картин, подбор готовых картин, доставку полотна и транспортировку готовых картин в музей, а также любую необходимую ретушь после помещения картин на их места.
Этот проект был сложной задачей не только в техническом отношении, но и потому, что на его выполнение отводилось всего пять месяцев: все картины должны быть закончены и установлены на место к концу июля 1890 года.
Сюжеты 40 картин, которые предстояло написать «Компании художников», отобрал Альберт Ильг, выдающийся историк искусства и куратор музея. Роспись стен задумывалась как серия тематических картин, изображающих разные художественные стили и иллюстрирующих историю основных художественных центров Европы, включая античные Грецию и Рим, а также древний Египет. Позы, костюмы и отдельные объекты должны были точно отражать стиль и изделия, типичные для каждого периода.
Фрагмент работы Густава Климта
Братья Климт и Франц Мач украшали по одной стене лестницы; четвертая, западная стена, была поровну разделена между ними — по жребию. Тринадцать из сорока картин написал 29-летний Густав.
Это все работы, расположенные на северной стене (напротив зала под куполом), а также картины между колоннами и в спандрелях аркады в левой дальней части западной стены (напротив второго внутреннего двора). Эскизы почти всех его картин сохранились. Шесть из них из них теперь находятся в Музее истории искусств. Еще один — написанный для пространства между колоннами, посвященный искусству древнего Египта — хранится в Музее Вены.
Художники писали картины в своей студии на Сандвиртгассе в Вене. Картины были закончены в 1891 году и приклеены к стенам в апреле того же года, за полгода до открытия музея. Для их крепления использовалась техника маруфляж (от французского «намазывание клеем») — полотна наклеивались на голую стену или грунтованную слоем свинцовых белил на масле или ржаным клейстером. Обычно такой метод применяли для приклеивания больших потолочных полотен и декоративных фризов.
Это все работы, расположенные на северной стене (напротив зала под куполом), а также картины между колоннами и в спандрелях аркады в левой дальней части западной стены (напротив второго внутреннего двора). Эскизы почти всех его картин сохранились. Шесть из них из них теперь находятся в Музее истории искусств. Еще один — написанный для пространства между колоннами, посвященный искусству древнего Египта — хранится в Музее Вены.
Художники писали картины в своей студии на Сандвиртгассе в Вене. Картины были закончены в 1891 году и приклеены к стенам в апреле того же года, за полгода до открытия музея. Для их крепления использовалась техника маруфляж (от французского «намазывание клеем») — полотна наклеивались на голую стену или грунтованную слоем свинцовых белил на масле или ржаным клейстером. Обычно такой метод применяли для приклеивания больших потолочных полотен и декоративных фризов.
Общий вид фресок в музее (источник фото — www.khm.at)
Фрески, выполненные Густавом Климтом, подписаны «G.K.» или «GUSTAV KLIMT».
В этих работах впервые проявились черты, которые станут характерными для стиля художника: декоративность, линеарность, склонность к орнаментализации. И, конечно же, Климт любил женщин, что отражалось в его творчестве. Говорят, сначала он писал на картине обнаженную женскую фигуру, а затем «одевал» ее.
Климтовские фрески в Музее истории искусств часто сравнивают с женской византийской иконой. Но разве можно сравнить лица смиренных святых на иконах с полными жизни, чувственными моделями художника? Пышные формы, распущенные волосы, роскошные одежды, тщательно выписанные тела и гениталии — героини работ Климта, предстающие перед взорами посетителей музея, не выглядят пошло. Позже эта сдерживаемая чувственность и жизненная сила, которые проявились в женских образах на фресках, найдут отражение в портретах Эмилии Флёге и Адель Блох-Бауэр.
«Ранняя итальянская живопись» (период треченто и кватроченто: XIV — начало XV века. Период Проторенессанса и раннего Ренесансса). В спандрелях мужская и женская фигура обращены друг к другу, их изогнутые тела повторяют изгиб арки.
Молодой человек, держащий книгу, поворачивается к женщине, одетой в платье из золотой парчи с орнаментами. Она подняла правую руку, пытаясь привлечь его. Бронзовый бюст Данте парит над крылатым путто с нимбом, сжимающим щит. Эта картина символизирует единение литературы и изобразительного искусства.
«Ранняя итальянская живопись» (период треченто и кватроченто: XIV — начало XV века. Период Проторенессанса и раннего Ренесансса). В спандрелях мужская и женская фигура обращены друг к другу, их изогнутые тела повторяют изгиб арки.
Молодой человек, держащий книгу, поворачивается к женщине, одетой в платье из золотой парчи с орнаментами. Она подняла правую руку, пытаясь привлечь его. Бронзовый бюст Данте парит над крылатым путто с нимбом, сжимающим щит. Эта картина символизирует единение литературы и изобразительного искусства.
Древний Египет. Слева изображена абсолютно нагая женщина, сжимающая в правой руке «анх» (египетский крест, символ жизни, был культовым объектом и амулетом). Она — приносящая жизнь. Между колоннами скрывается Смерть: погребальные артефакты, среди которых доминирует большой разноцветный деревянный саркофаг. В качестве моделей для этой фрески Климт использовал изображения археологических находок в большом атласе древнего египетского искусства и цивилизации, опубликованном в 1877 г. в Париже, а также каталог египетского музея в Каире. В очерке о Густаве Климте и Древнеегипетском искусстве Эрнст Черни утверждает, что объединение места происхождения (обнаружения) этих артефактов, времени их создания и функции отражают географический хронологический порядок древнеегипетского художественного искусства.
Древняя Греция. Эта работа — дань уважения скульптору Фидию. Справа Климт изобразил богиню мудрости и войны Афину, которая является центральным элементом композиции. Зрелая богиня, полностью осознающая свою красоту и мудрость, смотрит на зрителя. Художник объединил две скульптуры Фидия, дошедшие до нас лишь в мраморных копиях: Афину Промахос и Афину Парфенос.
Женская фигура, изображенная в пространстве между колоннами, известна как «девушка из Танагры» (моделью для нее послужила статуэтка, найденная на раскопках древнего горда Тангары). Девушка на фреске наклоняется вперед, ее голова слегка повернута в сторону зрителя. Интересно, что Климт не копировал артефакты из богатых фондов императорской коллекции для декоративных объектов на заднем плане. Он использовал в качестве модели афинскую черную вазу с изображением Аида, которая сейчас хранится в Музее Ватикана.
Римское и венецианское кватроченто. Начиная со Средневековья, «Экклесия», Церковь, как правило, изображали как женскую фигуру с нимбом в длинном плаще. Ее атрибутами являются чаша, кубок, крест и хоругвь с крестом.
Экклесия Климта — молодая женщина. Накидка, богато расшитая сценами из жизни Христа, даже не намекает на контуры ее тела, оставляя открытыми только лицо и тонкие руки. Символы и атрибуты Экклесии — трехуровневая папская тиара и папский крест.
Экклесия Климта — молодая женщина. Накидка, богато расшитая сценами из жизни Христа, даже не намекает на контуры ее тела, оставляя открытыми только лицо и тонкие руки. Символы и атрибуты Экклесии — трехуровневая папская тиара и папский крест.
Венецию на фреске символизирует дож как представитель высочайшей власти. По аналогии с папской тиарой, его знаком была шапка. Его поза и платье скопированы со знаменитого портрета Дожа Леонардо Лоредана кисти Джованни Беллини.
Чинквеченто и кватроченто во Флоренции. Климт изобразил «Давида» Микеланджело и «Венеру» Боттичелли как главных героев флорентийского искусства.
…После успеха с оформлением музея, в 1894 г. Климт получил заказ на роспись потолка Венского университета. Нужно было написать три картины. В 1900 году родились «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция». Но общество не приняло эти работы художника, посчитав их слишком откровенными, и поэтому их в университете не выставили. Это был последний публичный заказ Климта.
Автор: Инна Кац.
Автор: Инна Кац.
Напоминаем, что проект «Мост Климта» («Ступеньки к Климту» — Stairway to Klimt) в музее Истории искусств завершает свою работу 2 сентября 2018 года. Впрочем, у поклонников творчества мастера всегда имеется возможность рассмотреть работы художника через телескоп Swarovski.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Все фото в этой публикации (кроме специально подписанных) — © KHM-Museumsverband, источник — пресс-материалы музея.