Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

Двое из ларца: европейские ретроспективы Фукса и Хундертвассера

  2 
Возьмите одну часть психоделических витиеватых спиралей и бесконечных линий, добавьте две части алхимических и религиозных элементов, щепотку магического сюрреализма и смешайте все это с убойной энергетикой культовых персонажей австрийского арта. Получите вкусный пирог сразу из двух выставок «must see» этого лета: масштабной ретроспективы Эрнста Фукса (Ernst Fuchs) в Братиславе и его совместной с Хундертвассером (Hundertwasser) выставки в немецкой коммуне Ригель (Riegel). Пальчики оближешь!

Словацкие сезоны

С 28 мая по 21 сентября 2014 г. Братислава будет принимать ретроспективу 65-летней творческой жизни Эрнста Фукса в стенах городской галереи Дворца Палфи на улице Панской, 19, что в самом центре словацкой столицы.
Эрнст Фукс. Воскресение Христа

Самые выдающиеся графические серии художника, посвященные страницам Старого и Нового завета, портретам-иконам, мистике христианства и иудаизма, призрачным и едко-ярким пейзажам, станут лейтмотивом выставки, уже завоевавшей место в шот-листе арт-событий года. Тем, кто сквозь тернии средневековых нитей-улочек, соборов и уютных кофеен доберется все же до городской галереи, выпадет возможность увидеть тот самый цикл рисунков «Единорог», который эксперты считают наиболее «босховским». От детализированных гравюр к монументальным работам: экспозиция противопоставит Фукса 50-ых Фуксу 70-ых. Смотрите и не говорите потом, что не видели!

Эрнст Фукс. Под деревом
Эрнст Фукс. Афродита и Персей

Венского адепта фантастического реализма Эрнста Фукса (родился 13 февраля 1930 г.) сам Дали называл своим «преемником на Земле». Детализированные работы автора напоминают полотна другого мистика, голландца Босха. И если маэстро Сальвадор творил в замке Фигерас неподалеку от Барселоны, ставшем культовым местом паломничество его почитателей, то Фукс расположил свой частый музей в старинной вилле в Вене.

Двух зайцев

С 5 апреля по 14 сентября 2014 г. продукты весьма нетривиального мыслительного процесса Фукса и Хундертвассера демонстрируют в выставочном зале немецкого Ригеля (Кайзерштуля) неподалеку от Штутгарта. Герои венской арт-сцены познакомились в 40-ые. Однако в их творчестве — масса противоположностей, на которых и построена выставка, — отмечают организаторы.

Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
свободолюбивого Хундертвассера представлена от 50-х годов и до самой кончины художника: 50 работ из частных коллекций, редко демонстрировавшихся широкой публике. Что же до Фукса, впервые за долгое время в Германии экспонируется его графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
, рисунок, пастель
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
Читать дальше
, а также скульптура. Согласитесь, переживание, увлекательное как для знатоков искусства, так и для праздно интересующихся.



Фридесрайх Хундертвассер (настоящее имя — Фридрих Штовассер, 1928 — 2000) — эту зубодробительную фамилию знают многочисленные туристы, ежегодно наводняющие Вену. Правда, больше всего на виду — «те самые цветные дома» австрийского оригинала, ставшие визитной карточкой столицы.

Но этот выдающийся архитектор и дизайнер, пионер стиля «био-тек» (деревья растут из окон!), был еще и отменным художником, автором манифестов об органическом стиле жизни и организатором перформансов. И где бы то ни было, разноцветные линии творений Хундертвассера формируют яркий сюжет.

Долой серые коробки! Каждый житель дома Хундертвассера может отпустить свою фантазию и раскрасить фасад вокруг своего окна в тот цвет, в который сам пожелает.

... на этой же выставке - и работы Фукса

Похоже, интерес к ярким сюрреалистическим и бунтарским явлениям снова на пике. Творения венцев, конечно, можно смотреть в Вене (мы расскажем подробнее об этом в Артхиве), а пока выставка в Братиславе кажется нам наиболее доступной и масштабной.


(фото Michael Haberer)

  2 
 Comments
To post comments log in or sign up.