войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Уникальную выставку портретов Сезанна готовят три мировых музея

Музей Орсе готовится дать старт уникальной ретроспективе, которую в прессе уже назвали «несомненным блокбастером». Выставка «Портреты Сезанна» впервые в истории соберёт в одном показе свыше 50 полотен французского постимпрессиониста — четверть всего, что он написал в этом жанре. Вслед за Парижем экспозицию примут ещё две мировые столицы — Лондон и Вашингтон.
Уникальную выставку портретов Сезанна готовят три мировых музея
Поль Сезанн создал около 200 портретов (в том числе, 26 собственных и 29 — своей жены Гортензии), но до сих пор им уделялось очень мало внимания. Теперь зрители смогут увидеть полотна, собранные из музеев Франции, США, Дании, Бразилии, Японии и России.
Поль Сезанн (1839 — 1906) широко известен как один из самых влиятельных художников XIX века. Традици

Поль Сезанн (1839 — 1906) широко известен как один из самых влиятельных художников XIX века. Традиционно его относят к постимпрессионистам, но его уникальный метод выстраивания форм, работа с цветом и аналитический подход к природе повлияли на искусство кубистов, фовистов и последующих поколений авангардистов. Матисс и Пикассо называли Сезанна «нашим общим отцом».

«Сезанн хотел, чтобы его модели были такими же неподвижными, как яблоки, и мечтал когда-нибудь удивить весь Париж яблоком. Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы предмета — делать это гораздо надёжней и эффективней, когда предмет не отвлекает художника суетливостью и сменой позы», — более подробную биографию художника читайте тут.

Слева: Поль Сезанн, «Автопортрет в котелке» (1885 — 1886). Новая глиптотека Карлсберга

Ретроспектива изучает живописные и тематические особенности портретов Сезанна, в том числе — несколько версий одного и того же субъекта. Экспозиция будет выстроена по хронологии, чтобы зритель увидел изменения стиля и метода художника, его понимание сходства и идентичности. Работы будут варьироваться от замечательных портретов Доминика, дяди Сезанна, датируемых 1860-ми годами, вплоть до последних изображений Валье, который помогал художнику в его саду и в студии незадолго до смерти живописца в 1906 году.
  • Поль Сезанн, "Дядя Доминик (Адвокат)", 1866. Собрание Музея Орсе, Париж
  • Поль Сезанн, "Садовник Валье" (1906). Национальная галерея искусств, Вашингтон
Изучая его портреты, мы, конечно, имеем дело с самым личным, а, следовательно, и самым человечным аспектом искусства французского мастера.
«Лицом» ретроспективы станет портрет «Мальчик в красном жилете» (1890) из собрания Национальной гале

«Лицом» ретроспективы станет портрет «Мальчик в красном жилете» (1890) из собрания Национальной галереи искусств в Вашингтоне. В нём удивительно сочетаются новаторство Сезанна и его восхищение прошлым. Многим искусствоведам поза мальчика напоминает вялую элегантность портретов XVI века. Это отсылка к ранним годам Сезанна, который копировал картины старых мастеров в Лувре.

С другой стороны, этот портрет можно рассматривать как самостоятельное существование формы и цвета. Обратите внимание на краски, использованные на руках и лице: эти зелёные и розовато-лиловые оттенки не имеют ничего общего с человеческой кожей. Фон из углов и плавных дуг, от которого вот-вот закружится голова, сначала трудно «прочитать» как драпировки и спинку стула. Он, скорее, дробит пространство, а не определяет его. Картины, подобные этой, предвосхитили работы кубистов Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

Один известный критик написал: «Искусство Сезанна находится между старым типом картин, верных поразительному или прекрасному объекту, и современной „абстрактной“ живописью с её движущейся гармонией цветовых штрихов, представляющих ничто».
Помимо этой картины особый интерес представляют «Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
в котелке» (1885 — 1886) из Новой глиптотеки Карлсберга (Копенгаген) и «Мадам Сезанн в жёлтом кресле», предоставленный чикагским Институтом искусств.

Сезанн написал четыре портрета своей жены на одном и том же жёлтом стуле, обитом дамастом. Похоже, все картины были созданы за очень короткий период. На всех полотнах Гортензия (Мари-Ортанс) Сезанн сидит в одинаковой позе, а весь реквизит сводится к стулу и стене позади. Классическое спокойствие работ сочетается с некоторой буржуазной простотой. Сезанн отказывается делать даже намёк на моду: его жена не носит шляп и украшений, а стул такого типа можно было найти во французских домах среднего класса с XVII по XIX века.
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
мадам Сезанн много говорит о напряжённости между супругами. Женщина на этой картине, судя по всему, переносит тяготы жены и модели с величайшим терпением, граничащим с безразличием. Её лицо напоминает маску, волосы стянуты в узел, губы плотно сжаты. Тем не менее, она словно двигает руками, что противоречит кажущемуся спокойствию её позы.

Исполнение портрета у Сезанна связано с теми же требованиями, что и натюрморта: структура фигуры, отчётливость формы и отношения между ними, гармонизация цвета при построении композиции — всё это подвергается тщательному рассмотрению. В портретах «Мадам Сезанн в жёлтом кресле» художник, по-видимому, экспериментировал с тремя основными цветами: красным (платье), жёлтым (стул) и синим (стена). На каждом полотне лицо женщины передано множеством оттенков, но фиолетово-красный, жёлтый и синий сливаются в маленькие пятна вокруг рта.
Выставка «Портреты Сезанна» в Музее Орсе откроется 13 июня и завершится 24 сентября 2017 года. После этого она переедет в лондонскую Национальную портретную галерею (26 октября 2017 — 11 февраля 2018), а затем в Национальную галерею искусств в Вашингтоне (25 марта — 1 июля 2018).
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официальных сайтов упомянутых галерей