Поль Сезанн (1839 — 1906) широко известен как один из самых влиятельных художников XIX века. Традиционно его относят к постимпрессионистам, но его уникальный метод выстраивания форм, работа с цветом и аналитический подход к природе повлияли на искусство кубистов, фовистов и последующих поколений авангардистов. Матисс и Пикассо называли Сезанна «нашим общим отцом».
«Сезанн хотел, чтобы его модели были такими же неподвижными, как яблоки, и мечтал когда-нибудь удивить весь Париж яблоком. Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы предмета — делать это гораздо надёжней и эффективней, когда предмет не отвлекает художника суетливостью и сменой позы», — более подробную биографию художника читайте тут.
Слева: Поль Сезанн, «Автопортрет в котелке» (1885 — 1886). Новая глиптотека Карлсберга
«Лицом» ретроспективы станет портрет «Мальчик в красном жилете» (1890) из собрания Национальной галереи искусств в Вашингтоне. В нём удивительно сочетаются новаторство Сезанна и его восхищение прошлым. Многим искусствоведам поза мальчика напоминает вялую элегантность портретов XVI века. Это отсылка к ранним годам Сезанна, который копировал картины старых мастеров в Лувре.
С другой стороны, этот портрет можно рассматривать как самостоятельное существование формы и цвета. Обратите внимание на краски, использованные на руках и лице: эти зелёные и розовато-лиловые оттенки не имеют ничего общего с человеческой кожей. Фон из углов и плавных дуг, от которого вот-вот закружится голова, сначала трудно «прочитать» как драпировки и спинку стула. Он, скорее, дробит пространство, а не определяет его. Картины, подобные этой, предвосхитили работы кубистов Жоржа Брака и Пабло Пикассо.
Сезанн написал четыре портрета своей жены на одном и том же жёлтом стуле, обитом дамастом. Похоже, все картины были созданы за очень короткий период. На всех полотнах Гортензия (Мари-Ортанс) Сезанн сидит в одинаковой позе, а весь реквизит сводится к стулу и стене позади. Классическое спокойствие работ сочетается с некоторой буржуазной простотой. Сезанн отказывается делать даже намёк на моду: его жена не носит шляп и украшений, а стул такого типа можно было найти во французских домах среднего класса с XVII по XIX века.
Исполнение портрета у Сезанна связано с теми же требованиями, что и натюрморта: структура фигуры, отчётливость формы и отношения между ними, гармонизация цвета при построении композиции — всё это подвергается тщательному рассмотрению. В портретах «Мадам Сезанн в жёлтом кресле» художник, по-видимому, экспериментировал с тремя основными цветами: красным (платье), жёлтым (стул) и синим (стена). На каждом полотне лицо женщины передано множеством оттенков, но фиолетово-красный, жёлтый и синий сливаются в маленькие пятна вокруг рта.