Сотрудники Северо-Западного университета (Иллинойс) представили результаты изучения картины Пабло Пикассо «Нищая на корточках» из собрания Художественной галереи Онтарио. Исследователи с помощью портативного рентгеновского флуоресцентного аппарата выявили под изображением женщины пейзаж
неизвестного художника. Был ли Пикассо вдохновлен этой работой, почему ученых заинтересовала эта картина Пикассо и какие сюрпризы могут преподнести еще две работы знаменитых мастеров?
Результаты исследования картины Пикассо были представлены на встрече Американской ассоциации содействия развитию науки, прошедшей в Техасе. Используя современные технологии, специалисты смогли «проникнуть» в одну из картин «голубого периода» знаменитого испанца и продемонстрировали скрытую часть истории искусства в потрясающих новых деталях, а также дали публике возможность понять тонкости творческого процесса Пикассо.
Оказалось, что великий модернист при создании картины вдохновился доминирующими линиями пейзажа, написанного неизвестным художником, чья работа обнаружена под работой Пикассо.
Оказалось, что великий модернист при создании картины вдохновился доминирующими линиями пейзажа, написанного неизвестным художником, чья работа обнаружена под работой Пикассо.
Изображение пейзажа, поверх которого Пикассо написал свою картину, полученное исследователями. Фото: Художественная галерея Онтарио.
Первоначально считалось, что этот ландшафт принадлежит кисти испано-уругвайского художника Хоакина Торрес Гарсия. Испанские искусствоведы определили изображенный на картине ландшафт как парк дель-Лабертино-де-Орта в Барселоне. Это открытие поставило под сомнение авторство Торрес Гарсия, который рисовал исключительно мифологические пейзажи, не связанные с реальными местами. «Мы думаем, что это пейзаж
, написанный кем-то из учеников Академии изобразительных искусств в Барселоне, кем-то, кто был „на орбите“ Пикассо, но не в его близком кругу», — говорит Кеннет Бруммель, помощник куратора современного искусства Художественной галереи Онтарио.
На седьмом десятке Пабло Пикассо размышлял о том, что однажды рентгеновские технологии смогут обнаружить другую работу под одной из его ранних картин. Сегодня это предсказание стало реальностью, хотя используемая для этого технология значительно сложнее, чем простой рентгеновский аппарат.
Нищенка на корточках
1902, 101×66 см
Первые секреты картины были обнаружены еще в 1992 году, когда эксперты заметили, что некоторые мазки как бы противоречат друг другу. Был выявлен «не связанный» с основным изображением цвет, который предполагает изменение композиции или повторное использование холста.
Эмелин Пуй из Северо-Западного университета (слева) и Сандра Вебстер-Кук из Художественной галереи Онтарио настраивают рентгеновский флуоресцентный инструмент для сканирования картины Пикассо «Нищенка на корточках».
Фото: Художественная галерея Онтарио.
Фото: Художественная галерея Онтарио.
Анализ картины выявил также несколько вариантов положения женской фигуры, изображенной на картине, некоторые из которых были отринуты художником и оказались под более поздним слоем краски. «Мы часто смотрим на изображение, как будто так и должно было быть с самого начала», — говорит Марк Уолтон, научный профессор материаловедения и инженерии Северо-Западного университета. «Но с этими аналитическими образами мы можем проникнуть в сознание художника и лучше понять творческий процесс».
Для исследования Джон Делани из Национальной галереи искусств провел серию сканирований методом оптической рефлекторной спектроскопии. Это позволило выявить точное расположение красок, нансенных Пикассо. Затем команда инженеров и исследователей из Северо-Западного университета провела дополнительное сканирование с помощью портативного рентгеновского флуоресцентного аппарата. Химическое картирование пигментных слоев выявило многочисленные варианты положения женщины, а также неожиданное изображение руки, которое художник впоследствии скрыл под накидкой.
Изображение слоев каждого пигмента, использованного художником при создании картины, в градациях серых оттенков. Теперь исследователи могут отследить изменения, которые сделал Пикассо в ходе работы над композицией картины.
Фото Северо-Западного университета и Центра прикладного изучения произведений искусства в Чикаго.
Пикассо часто повторно использовал полотна; причины, по которым он решил использовать холст другого художника, варьируются — от экономической необходимости и до вдохновения, обусловленного уже существующими линиями пейзажа. «Он не царапал холст, не наносил подготовительный слой», — говорит Кеннет Браммель, помощник куратора современного искусства в Художественной галерее Онтарио. «Пикассо увидел этот пейзаж
, вдохновился и решил, что разрисует его».
Ученые особо отмечают удобство использования портативного рентгеновского флуоресцентного аппарата — с его помощью исследование картин можно провести на месте, в музейном хранилище. «Портативность инструментария — это подарок», — говорит Сандра Вебстер-Кук, старший реставратор Художественной галереи Онтарио. По ее словам, в настоящее время идет исследование еще одной картины Пикассо, относящегося к «голубому периоду» — «Суп» (1902). На очереди — одна из картин Гогена из Гарвардского художественного музея, которая имеет любопытные текстуры поверхности, не соответствующие видимому изображению.
Суп
1902, 38.5×46 см
Всем влюбленным в творчество Пабло Пикассо напоминаем, что нынешней весной на телеканале National Geographic выйдет второй сезон сериала «Гений», посвященный великому испанцу. Уже объявлена дата премьеры — 24 апреля 2018 года. Роль Пабло Пикассо исполнит Антонио Бандерас. Подробности читайте в нашем материале.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: Пабло Пикассо, «Нищая на корточках» (фрагмент). 1902
По материалам (включая фото) nationalgeographic.com.
По материалам (включая фото) nationalgeographic.com.