На выставке представлены работы из собраний Национального художественного музея Украины, Музея И. Гончара, Национального музея украинского народного декоративного искусства, Мыстецького Арсенала (авангард из коллекции И. Дыченко), Национального музея Т. Шевченко и частных собраний.
Н. Пимоненко «Соперницы» (У колодца), 1909, НХМУ
«Если убрать всю матиссовскую декоративность, то ее образы очень сильные и не слишком добрые. Что пробуждало прекрасное — этот страх или декоративность — для меня осталось тайной. Но если увеличить многие ее образы одновременно, наверное, это будет не менее страшно, чем „Парк Юрского периода“ Спилберга» — делится своими впечатлениями А. Савадов, перенося в свою работу животных и цветы с рисунков Примаченко.
Лещенко-старший учился рисовать в иконописной мастерской, и всю жизнь до 94 лет писал пейзажи и портреты, отилчающиеся особым светящимся колоритом. Чувствовать цвет он научил сына, и поддержал его желание стать профессиональным художником.
Отношение к миру, как райскому сказочному саду, населенными таинственными существами, яркий колорит и мажорный лад сближают творчество Евгения Лещенко с работами лучших мастеров-примитивистов.
Евгений Лещенко «Сборы», 2001, холст, масло. Собственность автора
«Это любовь и душа»
«Мы еще не знали этого художника, до сих пор ничего о нем не слышали, а портреты говорили сами за себя. Это были шедевры» — напишет позже о первой встрече с работами Галина Щупак.
Афанасий Ярмоленко (1886−1953) последние 10 лет жизни жил в Переяславе. Неизвестно, имел ли он художественное образование, однако несколько лет он преподавал рисование в местной школе.
Самыми выразительными были его портреты, похожие на парсуны. Петр Гончар отмечает в них «ощущение вечности».
А. Ярмоленко «Автопортрет»
…Вообще Ярмоленко рисовал женщин с какой-то особенной теплотой — все они у него не просто привлекательные, а настоящие красавицы, и эта красота не только внешняя: они смотрят на нас взглядом особенным, — эти Василины, Горпины, Анны, Ульяны, Параски, Евфросиньи; это смотрит на нас сама Украина, это ее женщины, которые давно ушли и сейчас словно спрашивают у нас: а вы какие теперь?" - Галина Щупак главный хранитель Музея И. Гончара.
А. Ярмоленко «Портрет Натальи Кучеренко», 1928
Творчество многих народных художников стало известно благодаря трудам музейных сотрудников. Ким Скалацкий, директор Полтавского художественного музея, собрал хорошую коллекцию наивного искусства для своего музея и открыл многих полтавских художников-самоучек, исследовал феномен полтавских кустарей, среди них Семен Фурман, Александра Шабатура и Дмитрий Перепелица.
Работа Дмитрия Перепилицы (1903−1981) «Натюрморт с арбузом» вошла в «Всемирную энциклопедию наивного искусства» (Белград, 1984).
Искусство воспитательницы детского сада из Кривого Рога Анастасии Рак покорило парижскую публику. В 1999 году в рамках Дней украинской культуры в Париже её живописные работы на стекле были представлены на выставке в Музее человека. Они имели огромный успех и после четырех месяцев экспозиции парижская дирекция попросила продлить выставку еще на несколько месяцев, пригласила художницу провести мастер-класс и приобрела некоторые работы в свое собрание.
Анастасия Рак (1922−2014) «Под защитой ангела»
- А. Хвостенко-Хвостов. Эскиз костюма Фата-Моргана на балу к опере С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", 1926, бумага, гуашь . Из коллекции И. Дыченко. Мыстецький Арсенал
- А. Хвостенко-Хвостов. Эскиз костюмов придворных к опере С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", 1926, бумага, гуашь . Из коллекции И. Дыченко. Мыстецький Арсенал.
- А. Хвостенко-Хвостов. Эскиз костюма министра Леандра к опере С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", 1926, бумага, гуашь . Из коллекции И. Дыченко. Мыстецький Арсенал.
- А. Хвостенко-Хвостов. Эскиз костюма Фата-Моргана к опере С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", 1926, бумага, гуашь . Из коллекции И. Дыченко. Мыстецький Арсенал
Георгия Малявина можно считать представителем городского наива. О художнике, больше известного в Одессе как Жора Кочегар, известно совсем мало. Его работы продавались на улицах и одесском блошином рынке. Их приобретали коллекционеры из Киева, Одессы и Москвы, однако, мало кто был знаком с художником лично.
Г. Малявин «Автопортрет»
Титульная иллюстрация: Дмитрий Перепелица «Натюрморт с арбузом»