В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка художника-графика Василия Николаевича Чекрыгина (1897−1922). Новатор и теоретик искусства, Чекрыгин был лидером и идейным вдохновителем легендарного объединения «Искусство-жизнь» («Маковец») и стал одной из самых ярких и драматических фигур искусства XX века. Совершенство пластики и сюжетная глубина, близкая к графике Гойи — работы мастера поразительны.
Третьяковская галерея хранит одну из лучших музейных коллекций графики Василия Чекрыгина, насчитывающую более 450 листов. В этом собрании — 30 первоклассных рисунков, поступивших в 1923 году от вдовы художника Веры Котовой-Бернштам, а также листы из коллекций Георгия Костаки, Алексея Сидорова и семьи художника. В преддверии 120-летия со дня рождения художника галерея представляет рисунки мастера из серий «Восстание», «Расстрел», «Лица», «Оргии», а также уникальные листы на тему «Воскрешение мертвых».
Всего же в экспозицию «Предчувствие грядущего» вошло около 70-ти лучших работ, большая часть которых демонстрируется впервые.
Всего же в экспозицию «Предчувствие грядущего» вошло около 70-ти лучших работ, большая часть которых демонстрируется впервые.
Василий Чекрыгин. «Расстрел». 1920
Жизнь Василия Чекрыгина трагически оборвалась в 25 лет, когда художник был на пике творческой активности. Тем не менее, он успел заявить о себе как о блестящем рисовальщике и живописце, как о человеке, глубоко размышляющем о жизни и смерти, о природе искусства. С ранних лет художник мечтал о создании фрески и в последние годы пытался реализовать свои монументальные замыслы, но они так и остались неосуществленными.
Василий Чекрыгин. Автопортрет. 1918
Бумага, графитный карандаш.
Первоначальное художественное обучение Чекрыгин прошел в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а в 13 лет уже был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его талант ценили — художника освободили от платы за обучение. Здесь он познакомился и подружился со Львом Жегиным, сыном знаменитого архитектора Франца Шехтеля, общался с футуристом Давидом Бурлюком и поэтом Владимиром Маяковским. Вместе с Жегиным Чекрыгин иллюстрировал первую книгу Маяковского «Я», которая также будет представлена на выставке. Михаил Ларионов, с которым Чекрыгин тоже встретился в Училище, пригласил его участвовать в выставке «№ 4» (1913), где Чекрыгин представил серию кубистических и абстрактных работ.
Василий Чекрыгин. Женская голова. 1920
В 1915 году Чекрыгин ушел добровольцем на фронт. Вернувшись в 1917 году в Москву, он активно включился в художественную жизнь. Художник искал альтернативу авангардизму на основе классического искусства и религиозной философии.
Весна
1920-е
Василий Чекрыгин. «Вакханка». 1920
Представленная на выставке графика
Чекрыгина конца 1910-х — начала 1920-х годов стала вершиной творчества мастера. Переломное в русской истории время войн и революций повлияло на мировосприятие художника, а ощущение сопричастности историческим событиям отразилось в его работах. В последние три года жизни мастер был погружен в работу над эскизами к задуманным им фрескам «Бытие» и «Воскрешение мертвых». За короткий срок им было создано около 1 500 рисунков. К сожалению, в послереволюционное время этот проект был обречен на неудачу. Тем не менее, собранные вместе в экспозиционном пространстве — конечно, в значительно меньшем количестве, — рисунки дают представление о значительном масштабе замысла художника.
Головы раба и лошади
1920-е
"Бытие"
Первые проекты фрески «Бытие» относятся к 1920 году, когда Василий Чекрыгин создал серии рисунков на исторические, современные и мифологические сюжеты. Важное место в экспозиции занимают монументальные графические листы на тему «Восстание», «Расстрел» и «Лица», свидетельствующие о трагическом восприятии художником событий революционных и послереволюционных лет. Общую «бытийную» картину образов дополняют рисунки со сценами из жизни богемы и буржуазии, портретные зарисовки, листы из серий «Оргии» и «Сумасшедшие» — сложные многофигурные композиции, построенные на контрастах светотени. Все персонажи существуют в непрерывном развитии, исчезают и проявляются в мелькании светлых и темных пятен.Василий Чекрыгин. Эскиз композиции «Восстание». 1920
"Воскрешение мертвых"
В конце 1921 года Василий Чекрыгин проникся учением религиозного мыслителя, одного из родоначальников русского космизма Николая Федоровича Федорова «Философия общего дела». Мысли философа о бессмертии личности потрясли художника. Федорову Чекрыгин посвятил рукопись «О соборе воскресшего музея». Художник начал работать над воплощением своего нового замысла — созданием монументальной фрески о всеобщем воскрешении и космическом будущем человечества. Образно воплощая мысль философа о воскрешении всех когда-либо живших на земле людей, а не только праведников, художник изображает фигуры в бурном движении либо величественно «восстающими», либо еще только освобождающимися из плена смерти.
Эскиз фрески «Воскрешение»
1920-е
Виртуозно используя выразительный язык графики — линию, пятно, контраст света и тени, — Чекрыгин передает таинственную атмосферу воскрешения, высвечивая поднимающиеся из темноты небытия фигуры людей («Композиция с фонариками»). В своих лучших листах Чекрыгин, пытаясь создать «очищенный образ просветленной плоти», добивается почти полного исчезновения фигур («Композиция с ангелом»).
Рисунки, исполненные прессованным углем и графитным карандашом, свидетельствуют о редком даре художника, о совершенстве его пластического мастерства.
Рисунки, исполненные прессованным углем и графитным карандашом, свидетельствуют о редком даре художника, о совершенстве его пластического мастерства.
Василий Чекрыгин. Фрагмент фрески. Эскиз. 1921
Первая выставка произведений Василия Чекрыгина в Третьяковской галерее дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием художника-философа и провидца, стремившегося осуществить уникальный для ХХ века духовный и художественный проект.
Выставка работ Василия Чекрыгина «Предчувствие грядущего» в Государственной Третьяковской галерее открыта до 4 июня 2017 года.
Василий Чекрыгин. «Детская головка». 1919
Титульная иллюстрация: Василий Чекрыгин. «Архангел» (фрагмент). Начало 1920-х. Бумага, уголь.
При подготовке материала использован пресс-релиз и иллюстрации ГТГ.
При подготовке материала использован пресс-релиз и иллюстрации ГТГ.