Регистрация

Музей Рима исследует феномен иконы феминизма Артемизии Джентилески

Мне нравится6       0  
Она была одной из величайших женщин художественного мира Европы в постренессансный период. Забытая в течение двух столетий, эта художница была вновь открыта в XX веке — и стала феминистской иконой. Музей Рима посвятил масштабную ретроспективу «Артемизия Джентилески и её времена» жизни и творчеству этой женщины с неординарной судьбой.
В экспозицию вошли 30 полотен самой Артемизии и около 70 работ её коллег, в частности, Хосе де Риберы. Вместе они дают представление о художественной жизни Рима, Флоренции и Неаполя в первой половине XVII века.
Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы

Артемизия Ломи Джентилески родилась в Риме в 1593 году и была старшей из четырёх детей художника Орацио Джентилески. Тот, в свою очередь, был близким другом и последователем пламенного Караваджо. Отец с младых ногтей поощрял интерес Артемизии к рисованию, и в возрасте 17-ти лет она дебютировала в мире искусства с «Сусанной и старцами». Эта смелая работа ломала негласные табу, согласно которым художники-женщины могли творить только в жанре натюрморта и портрета.

Это иллюстрация к популярной в XVI — XVII веках притче из Книги пророка Даниила. За Сусанной, которая купалась в саду, наблюдали двое уважаемых старейшин. Они попытались склонить её к совокуплению, угрожая обвинениями в измене мужу. Сусанна отвергла притязания похотливых старцев и по навету была приговорена к смерти. В последний момент её спас пророк Даниил, который допросил старцев раздельно и уличил их во лжи.

Слева: Артемизия Джентилески, «Сусанна и старцы» (1610). Дворец Вайсенштайн, Поммерсфельден

В отличие от картин других художников, у Артемизии Джентилески нет служанок рядом с Сусанной, льстецов вокруг старейшин, ёмкостей или других атрибутов мытья. Сцена представляет лишь трёх главных героев, расположенных в виде пирамиды. Двое мужчин облокотились на парапет и, возможно, формулируют своё непристойное предложение. Сусанна, чью наготу автор демонстрирует зрителю, пытается словно отогнать руками неуместные слова.
Многие знатоки считали, что «Сусанна и старцы» была на самом деле работой Орацио, который подписал её именем дочери в рекламных целях. Теперь же полотно (может и созданное при небольшом участии отца) рассматривают как свидетельство высокого уровня ранних художественных способностей Артемизии и её поисков собственного выразительного языка.
Позже Артемизию изнасиловал коллега отца — художник Агостино Тасси. Орацио подал в суд, и во время семимесячного процесса его дочери пришлось перенести унизительное гинекологическое освидетельствование и пытку тисками для больших пальцев — в подтверждение того, что она говорит правду. Выяснилось, что Тасси планировал убить жену, прелюбодействовал со своей невесткой и хотел украсть некоторые картины Орацио. Он был приговорён к году тюрьмы, но так и не попал туда. Этот эпизод впоследствии сделал Артемизию героиней феминисток XX века.
На одном из полотен, написанных после изнасилования и ныне входящем в коллекцию флорентийской галереи Уффици, две женщины прижимают человека к кровати. Одной рукой Юдифь держит его голову, другой перерезает горло длинным мечом. Напряжённость сцены подчёркнута кровью, залившей белые простыни, а глаза мужчины широко раскрыты — он находится в сознании, но абсолютно беспомощен.
Феномен Артемизии Джентилески в том, что её картины долгое время рассматривались исключительно как символическая месть человеку, который её изнасиловал. В качестве доказательства учёные приводили различные варианты изображения одного из её любимых сюжетов на тему свободы и неповиновения — библейскую героиню Юдифь, которая соблазнила вражеского главнокомандующего Олоферна и обезглавила его в постели.
Артемизия Джентилески. Юдифь и ее служанка


Однако искусствовед Джудит Манн склонна рассматривать Артемизию как сильную женщину, а не как ту, которая была одержима местью. Куратор указывает на холст, написанный через год после изнасилования — «Юдифь и её служанка». Здесь голова Олоферна лежит в корзине, а Юдифь с мечом на плече изображена с безмятежным и одновременно победным видом.

«Это нехарактерная поза для Юдифи, — комментирует Манн. — Такой мы ждём от героя-мужчины, так что это очень мощное представление: тут есть драма, и она вышла победительницей. Это просто мастерская трактовка».



Слева: Артемизия Джентилески, «Юдифь и её служанка» (1619). Палаццо Питти, Флоренция

После суда Орацио выдал Артемизию замуж за одного из своих должников — живописца Пьерантонио Стьяттези, и пара переехала во Флоренцию. Там талант молодой художницы расцвёл при дворе великого герцога Козимо II Медичи. Она познакомилась с Галилеем, и отразила в своих работах его открытия в астрономии. В конце концов, Артемизия Джентилески стала первой женщиной, избранной членом престижной Академии живописного искусства во Флоренции.
После смерти в 1654 году Артемизия Джентилески была забыта — и возникла из небытия лишь в XX веке. В 2014 году её «Мария Магдалина в экстазе» была продана на Sotheby’s за более чем миллион долларов. Что, впрочем, не сравнится с рекордом её отца Орацио, чью «Данаю» в минувшем году Музей Гетти приобрёл за более чем 30 млн долларов. На выставке в Риме, к слову, демонстрируется сюжет, выполненный Артемизией.
Как считают многие эксперты, по яркости красок и напряжённости драматического повествования картины дочери намного превосходят работы её отца.
Ретроспектива «Артемизия Джентилески и её времена» в Музее Рима продлится до 7 мая 2017 г.
По материалам официального сайта Музея Рима, npr.org и ряда других источников. Главная иллюстрация: Артемизия Джентилески, «Автопортрет с лютней» (1617); галерея Кёртис, Миннеаполис
Художники, упоминаемые в статье
Артемизия Джентилески
Биография • Работы
Орацио Джентилески
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP