Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Она была одной из величайших женщин художественного мира Европы в постренессансный период. Забытая в течение двух столетий,эта художница была вновь открыта в XX веке — и стала феминистской иконой. Музей Рима посвятил масштабную ретроспективу«Артемизия Джентилески и её времена» жизни и творчеству этой женщины с неординарной судьбой.
В экспозицию вошли 30 полотен самой Артемизии и около 70 работ её коллег,в частности,Хосе де Риберы. Вместе они дают представление о художественной жизни Рима,Флоренции и Неаполя в первой половине XVII века.
Артемизия Ломи Джентилески родилась в Риме в 1593 году и была старшей из четырёх детей художника Орацио Джентилески. Тот,в свою очередь,был близким другом и последователем пламенного Караваджо. Отец с младых ногтей поощрял интерес Артемизии к рисованию,и в возрасте 17-ти лет она дебютировала в мире искусства с «Сусанной и старцами». Эта смелая работа ломала негласные табу,согласно которым художники-женщины могли творить только в жанре натюрморта и портрета.
Это иллюстрация к популярной в XVI — XVII веках притче из Книги пророка Даниила. За Сусанной,которая купалась в саду,наблюдали двое уважаемых старейшин. Они попытались склонить её к совокуплению,угрожая обвинениями в измене мужу. Сусанна отвергла притязания похотливых старцев и по навету была приговорена к смерти. В последний момент её спас пророк Даниил,который допросил старцев раздельно и уличил их во лжи.
Слева: Артемизия Джентилески,«Сусанна и старцы»(1610). Дворец Вайсенштайн,Поммерсфельден
В отличие от картин других художников,у Артемизии Джентилески нет служанок рядом с Сусанной,льстецов вокруг старейшин,ёмкостей или других атрибутов мытья. Сцена представляет лишь трёх главных героев,расположенных в виде пирамиды. Двое мужчин облокотились на парапет и,возможно,формулируют своё непристойное предложение. Сусанна,чью наготу автор демонстрирует зрителю,пытается словно отогнать руками неуместные слова.
Многие знатоки считали,что«Сусанна и старцы» была на самом деле работой Орацио,который подписал её именем дочери в рекламных целях. Теперь же полотно(может и созданное при небольшом участии отца) рассматривают как свидетельство высокого уровня ранних художественных способностей Артемизии и её поисков собственного выразительного языка.
Позже Артемизию изнасиловал коллега отца — художник Агостино Тасси. Орацио подал в суд,и во время семимесячного процесса его дочери пришлось перенести унизительное гинекологическое освидетельствование и пытку тисками для больших пальцев — в подтверждение того,что она говорит правду. Выяснилось,что Тасси планировал убить жену,прелюбодействовал со своей невесткой и хотел украсть некоторые картины Орацио. Он был приговорён к году тюрьмы,но так и не попал туда. Этот эпизод впоследствии сделал Артемизию героиней феминисток XX века.
На одном из полотен,написанных после изнасилования и ныне входящем в коллекцию флорентийской галереи Уффици,две женщины прижимают человека к кровати. Одной рукой Юдифь держит его голову,другой перерезает горло длинным мечом. Напряжённость сцены подчёркнута кровью,залившей белые простыни,а глаза мужчины широко раскрыты — он находится в сознании,но абсолютно беспомощен.
Феномен Артемизии Джентилески в том,что её картины долгое время рассматривались исключительно как символическая месть человеку,который её изнасиловал. В качестве доказательства учёные приводили различные варианты изображения одного из её любимых сюжетов на тему свободы и неповиновения — библейскую героиню Юдифь,которая соблазнила вражеского главнокомандующего Олоферна и обезглавила его в постели.
Однако искусствовед Джудит Манн склонна рассматривать Артемизию как сильную женщину,а не как ту,которая была одержима местью. Куратор указывает на холст,написанный через год после изнасилования — «Юдифь и её служанка». Здесь голова Олоферна лежит в корзине,а Юдифь с мечом на плече изображена с безмятежным и одновременно победным видом.
«Это нехарактерная поза для Юдифи, — комментирует Манн. — Такой мы ждём от героя-мужчины,так что это очень мощное представление: тут есть драма,и она вышла победительницей. Это просто мастерская трактовка».
Слева: Артемизия Джентилески,«Юдифь и её служанка»(1619). Палаццо Питти,Флоренция
После суда Орацио выдал Артемизию замуж за одного из своих должников — живописца Пьерантонио Стьяттези,и пара переехала во Флоренцию. Там талант молодой художницы расцвёл при дворе великого герцога Козимо II Медичи. Она познакомилась с Галилеем,и отразила в своих работах его открытия в астрономии. В конце концов,Артемизия Джентилески стала первой женщиной,избранной членом престижной Академии живописного искусства во Флоренции.
После смерти в 1654 году Артемизия Джентилески была забыта — и возникла из небытия лишь в XX веке. В 2014 году её «Мария Магдалина в экстазе» была продана на Sotheby’s за более чем миллион долларов. Что,впрочем,не сравнится с рекордом её отца Орацио,чью«Данаю» в минувшем году Музей Гетти приобрёл за более чем 30 млн долларов. На выставке в Риме,к слову,демонстрируется сюжет,выполненный Артемизией.
По материалам официального сайта Музея Рима,npr.org и ряда других источников. Главная иллюстрация: Артемизия Джентилески,«Автопортрет с лютней»(1617); галерея Кёртис,Миннеаполис