Артемизия Джентилески (итал.
Artemisia Gentileschi,
Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим – ок. 1653, Неаполь) – итальянская художница эпохи барокко, дочь живописца Орацио Джентилески, первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции.
Особенности творчества Артемизии Джентилески. Живописная манера Артемизии испытала не столько влияние отца Орацио Джентилески, сколько всеобъемлющее воздействие Караваджо, проявляющееся и стилистически, и тематически. Её живопись сочетает яркие драматические эффекты, выразительные светотеневые контрасты, насыщенные тона. В силу личных обстоятельств (Артемизия пережила позорный судебный процесс, связанный с сексуальным насилием), главной темой творчества Джентилески становится женская способность отстаивать собственное достоинство. Знаменитый итальянский искусствовед ХХ века Роберто Лонги называл её «единственной женщиной в Италии, которая знала что-либо о живописи». Лонги утверждал, что из 57-ми известных картин Джентилески, как минимум, 49 изображают женщин, подобных или даже равных мужчинам.
Известные картины Артемизии Джентилески: «Юдифь, обезглавливающая Олоферна»,
«Сусанна и старцы»,
«Автопортрет в виде аллегории живописи»,
«Лукреция»,
«Клеопатра»Почему итальянская художница XVII века Артемизия Джентилески стала иконой современных феминисток? Какие нормы женского поведения, бытовавшие в эпоху позднего Возрождения, она нарушила? Как Артемизии удалось стать первой женщиной, принятой во Флорентийскую Академию художеств? И отчего на её картинах так много насилия? Ее реальная биография драматичнее любого романа.
Артемизия Джентилески родилась в семье известного в Риме 30-летнего художника
Орацио Джентилески и его 18-летней жены Пруденции. У них были и сыновья: двое умерли в младенчестве, двое других выросли и тоже пытались рисовать, но до одарённости Артемизии им было далеко. Девочке исполнилось 12, когда её мать умерла, не пережив очередные роды. Орацио вскоре нашел жене замену, а Артемизию стал учить азам мастерства художника: на сыновей надежды было мало, зато дочь отличалась неуёмным трудолюбием и не по годам твёрдой рукой, её рисунок был просто превосходен по точности.
Нужно понимать, что Орацио не мог обучить Артемизию всему – даже тому, что знал сам. Возможности женщин в те времена были ограничены: у них почти не было доступа к студийной практике, а Церковь категорически запрещала им изображать нагое мужское тело – за это вполне можно было угодить в тюрьму. Орацио не мог дать дочери достаточных знаний по очень простой причине. Ему и в голову не приходило готовить Артемизию для самостоятельной карьеры художницы – он просто растил себе помощницу для работы над крупными заказами.
Орацио был знаком с
Караваджо. И он хорошо понимал, как важно для получения заказов придерживаться моды. Но самое большее, чему он смог научить Артемизию, – это
караваджиевской светотени. Грубый реализм Караваджо был уже чересчур: Орацио Джентилески тяготел к образам более идиллическим и смягченным.
Однако юная Артемизия, этот сгусток ума и энергии, понимала, что ей нужно большее. Нужны, например, знания о законах передачи пространства, о перспективе. И нужен тот, кто мог бы её всему этому научить.
Вскоре такой человек нашёлся. Флорентийский художник
Агостино Тасси, имевший «выходы» на Шипионе Боргезе и даже Папу Павла V, приехал в Рим для работы. «Вечный город» переживал один из периодов подъема, папство сумело привлечь гигансткие средства для строительства новых дворцов и церковных комплексов. Орацио Джентилески понимал, что сам он никогда бы не получил таких выгодных заказов, потому быстро сошёлся с Тасси и согласился работать вместе с ним «на вторых ролях» на росписях дворца Роспильози.
Дальнейшее широко известно, хотя и неверно истолковано. Красивая и талантливая Артемизия стала ученицей Тасси, который её изнасиловал. Был суд. Разбирательство длилось 7 месяцев. Артемизию подвергали унижениям вроде гинекологического освидетельствования и даже физическим пыткам: тогдашнее правосудие принимало за неоспоримую истину показания, данные под пытками. Многие феминистки, отстаивающие равноправие женщин, уверены: это Артемизия выиграла суд, наказав насильника (Агостино получил год тюрьмы, с Артемизией они больше никогда не увидятся).
Но на самом деле эта история далека от однозначности. Да, Артемизия Джентилески подверглась поруганию. Но потом целый год она делила ложе со своим насильником и признавалась на суде, что испытывала к нему симпатию. И, разумеется, Артемизия не могла быть инициатором суда: во-первых, у неё не было таких прав, во-вторых, в её интересах было скрыть свой позор и, веря обещаниям Тасси, она продолжала надеяться, что он женится на ней.
В суд подал её отец, Орацио Джентилески. В те времена изнасилование девственницы рассматривалось как поругание чести семьи. Весь Рим судачил о связи Артемизии и Агостино. Это был позор всего рода Джентилески – с таким «пиаром» Орацио просто не смог бы делать дальше успешную карьеру. Но, по итальянским законам XVII века, всё можно было исправить, принудив насильника жениться на своей жертве. В ходе долгих и грязных разбирательств выяснилось, что Тасси, во-первых, уже женат, а во-вторых, неоднократно обвинялся в изнасилованиях, так что стать мужем Артемизии Джентилески он не смог бы, даже если бы рвался.
Для Артемизии это было двойное предательство: во-первых, отец поставил свою карьеру выше её счастья. Во-вторых, Тасси не только принудил её к сожительству, но и подло одурачил. В 1612 году, в перерывах между судебными заседаниями, она напишет свою знаковую вещь – картину
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Это будет подражание
одноименной картине Караваджо, но написанное с гораздо большей экспрессией и едва ли не с большим мастерством. Юдифь, хладнокровно отрезающую голову, точно ломоть от буханки хлеба, Джентилески рисовала с себя. Олоферна – со своего любовника Агостино Тасси.
Артемизия много раз будет повторять этот сюжет (
1,
2), изживая болезненные переживания. Насилие над женщиной станет темой и других её картин («Сусанна и старцы» -
1,
2). А неизбежным продолжением этой темы сделается насилие ответное – кровавая и страшная женская месть (
«Иаиль и Сисара»).
Всего через месяц после завершения суда Артемизия вышла замуж за человека по имени Пьерантони Стиаттези – одни называют его художником, другие помощником адвоката в суде. Факт в том, что вместе с мужем Артемизия, порвав с семьёй, сразу же уехала во Флоренцию, чтобы начать жизнь с чистого листа.
Флоренция была центром наук и искусств: даже Рим по сравнению с ней воспринимался провинцией, и Артемизия Джентилески, одна из умнейших женщин своего времени, понимала, что здесь она сможет многому научиться и многого достичь. К 1617 году она уже имеет довольно прочное положение: ей покровительствует всесильный Козимо Медичи, она приятельствует с влиятельнейшей Кристиной Лотарингской, принимает участие в светской жизни, дружит и переписывается с Галилеем и, разумеется, работает. Очень много работает.
«Сделать себе имя» женщинам-художницам в XVII веке было почти нереально. К ним относились с предубеждением. Достаточно сказать, что Артемизия не имела права самостоятельно не только подписывать договоры о работе, но даже покупать краски. Всё это делал для неё муж, ставший распорядителем её дел. Крупных заказов на росписи общественно значимых объектов женщины тоже не получали: им оставалось довольствоваться частными предложениями, писать портреты и натюрморты.
Однако Артемизия изначально осознавала себя как исторического живописца. Её талант никогда не был по-женски камерным. Это была по-настоящему эпическая манера письма, мощная и уверенная. Безусловно, такая сильная личность, как Артемизия Джентилески, страдала от ограничений, накладываемых её полом. Это стесняло и творчески, и финансово. Она была вправе претендовать на большее. И она победила: когда Артемизия официально стала членом Флорентийской Академии живописи, она юридически сравнялась в правах с мужчинами.
Её жизнь была очень насыщенной. Артемизия интересовалась литературой, наукой, театром. По-видимому, она сама музицировала – на одном из автопортретов она
изображена с лютней. Пишет Джентилески день и ночь, к тому же она постоянно беременна: вскоре у них с мужем было уже четверо детей. Но и долги растут. Частные заказы всё время повторяются, это выматывает, но не приносит удовлетворения и достаточных средств.
В 1619-м умирает покровитель Артемизии Козимо Медичи. В течение ближайших лет она теряет двоих детей и понимает, что больше не видит смысла оставаться во Флоренции. Артемизия Джентилески возвращается в Рим. Отец и братья приняли её холодно. Но это уже не имело большого значения. Артемизия вернулась не как опозоренная беглянка. Она вернулась как знаменитый художник. И Рим положил славу к её ногам. Её признали, с ней считались. У неё появился богатый и красивый дом. Она победила!
Вскоре брак Артемизии дал трещину: муж больше не мог оставаться в её тени. Артемизия была слишком занята, чтобы посвящать ему время, и он стал искать утешения на стороне. Расстались они вполне полюбовно. Так Артемизия Джентилески смогла позволить себе то, чего не мог никто из женщин до неё, – рассчитывать на общественное признание, будучи не замужем, зарабатывать на жизнь своим собственным трудом.
Её клиентами становятся европейские князья и принцы, король Людовик XIII и королева Мария Медичи, герцог Баварии обещает осыпать её золотом, если Артемизия приедете в Мюнхен, английский король Карл I зовёт её в Лондон.
Артемизия Джентилески пишет в основном женщин. Натурой для них часто служит её собственное тело. Это всегда очень сильные, доминантные женщины, управляющие собственной судьбой. Такие, как Клеопатра (
1,
2). Или римская героиня
Лукреция. Или
сама Артемизия.
В 1629-м году 36-летняя Артемизия опять круто меняет свою жизнь. Как только что-то переставало её удовлетворять, она с завидным мужеством решалась на перемены. На этот раз она едет в Неаполь, где был самый динамичный художественный рынок. Неаполь в те времена – испанская колония, а испанский король – величайший в Европе коллекционер. Его наместники в Неаполе скупали всё мало-мальски ценное. Артемизия приехала в город как звезда, как мэтр. Она основала здесь свою собственную художественную школу, не побоявшись диких неаполитанских нравов. Художники Неаполя не признавали честной конкуренции: они могли отравить соперницу или подлить в её краски кислоту. Артемизия даже обращалась к нунцию за разрешением, чтобы её слуга мог всегда носить оружие. Фактически, у неё первой из художниц появился телохранитель.
В Неаполе Артемизия выдаёт замуж свою старшую дочь. Но у неё подрастает и младшая дочка, отец которой неизвестен. Ясно, что девочка – незаконнорожденная. Таких детей в XVII веке принято отдавать в приют, но Артемизия Джентилески воспитывает её сама, в который раз бросая обществу вызов и не боясь его осуждения.
Общество платило ей тем, что упорно не желало признавать: Артемизия Джентилески – не менее крупный художник, чем её современники-мужчины. Ей всё так же тяжело финансово, а она мечтает скопить достаточное приданое и для своей младшей девочки. Устав бороться с обстоятельствами, Артемизия принимает предложение о работе в Британии.
Именно там, при дворе Карла I, она спустя много лет встретилась со своим отцом. Перебравшийся в Лондон Орацио Джентилески получил заказ на роспись потолка во дворце королевы Генриетты-Марии в Гринвиче. Но он слишком дряхл, чтобы справиться с таким колоссальным объемом работы, и дочь, забыв былые обиды, приходит ему на помощь. Их работы, где доля участия Артемизии была несравненно больше, подписаны «Орацио и Артемизия Джентилески». И это демонстрирует не только благодарность дочери, но и её способность к прощению – то, на что способны только сильные личности.
Через 2 года отец скоропостижно скончался, а Артемизия вернулась в Неаполь. Её последнее десятилетие полно лишений и непрестанной работы. О том, что Артемизия не имела признания, которого заслуживала, говорит простой факт: дата и причина её смерти не известны. Предполается, что она погибла во время эпидемии чумы в 1653 году, но это неточно. Её настоящая слава пришла к ней в ХХ веке. Сейчас именем Артемизии Джентилески называют феминистсткие организции и женские отели, о ней пишут романы и снимают кино. Артемизия вдохновляет женщин не только своим творчеством, но и самой своей жизнью.
Автор: Анна Вчерашняя