войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Удивительный мир парижских плакатов начала XX века раскрывает Музей Ван Гога

Уникальную и захватывающую выставку «Плакаты в Париже 1900: от элиты до улицы» представил в своих залах Музей Ван Гога в Амстердаме. Свыше 250 гравюр — в том числе культовые работы Анри де Тулуз-Лотрека, Пьера Боннара, Теофиля-Александра Стейнлена, Эдгара Дега и Жюля Шере — предлагают окунуться в неповторимую атмосферу космополитичной французской столицы конца столетия, fin de siècle.
Удивительный мир парижских плакатов начала XX века раскрывает Музей Ван Гога
За последние 16 лет Музей Ван Гога собрал крупнейшую в мире коллекцию французских плакатов конца XIX — начала XX века. Однако из-за своей хрупкости и чувствительности к свету эти произведения искусства редко покидают хранилища, а на публике появляются лишь в небольших количествах и на короткое время.
Фрагмент выставки «Плакаты в Париже 1900: от элиты до улицы» в Музее Ван Гога. Фото: Jan Kees Steenm
Фрагмент выставки «Плакаты в Париже 1900: от элиты до улицы» в Музее Ван Гога. Фото: Jan Kees Steenman
Собрание эстампов Прекрасной эпохи в Музее Ван Гога о насчитывает 1800 печатных изданий, плакатов и книг. В ферале 2016 года учреждение представило всю коллекцию онлайн. Теперь же на выставке «Плакаты в Париже 1900: от элиты до улицы» можно увидеть «вживую» известные всему миру афиши кабаре «Чёрный кот» и «Мулен Руж». Рядом с ними находятся картины, исторические фотографии и предметы декора, которые дают наиболее полное представление о жизни «художественной столицы мира» на рубеже столетий. Столь полную экспозицию ещё не устраивали ни разу в мире.
  • Теофиль-Александр Стейнлен, афиша кабаре «Чёрный кот» (1896). Музей Ван Гога, Амстердам
  • Анри де Тулуз-Лотрек, афиша кабаре «Мулен Руж» (1891). Музей Ван Гога, Амстердам
Поначалу эстамп
Эстамп – (от фр. Estampe – отпечаток) – отпечаток на бумаге, наносимый с матрицы. Этим сборным термином обозначают любое произведение, которое производится методами печатной графики. К разновидностям эстампа относят плоскую печать (монотипия, литография), глубокую печать (офортные техники), высокую печать (ксилография, линогравюра, гравюра на картоне), трафаретную печать (сериография). Авторскими считают эстампы, изготовленные непосредственно художником или мастером под руководством автора. В этом случае, каждый оттиск считают оригиналом, а не копией. Поэтому самыми ценными коллекционеры называют первый тираж, подписанный творцом в нижнем правом углу. В левом нижнем углу должен значится порядковый номер оттиска и количество тиражированных экземпляров.
Читать дальше
использовался во Франции для тиражирования картин для широкой публики. Ситуация коренным образом изменилось во второй половине XIX века, когда гравюры стали сами по себе рассматриваться как произведения искусства. Расцвет популярности плакатов произошёл на рубеже века, в 1890 — 1905 годы. Практически весь арт-авангард интенсивно экспериментировал с различными техниками, и в результате появлялись удивительные новые творения: печатные издания, плакаты и даже иллюстрации для дешёвых журналов. Всё это стало доступно разным слоям парижского общества. Благодаря печати, искусство перестало быть прерогативой элиты, им можно было восхищаться на улицах и бульварах французской столицы.
  • Пьер Боннар, реклама бренда «Франсе-Шампань» (1891). Музей Ван Гога, Амстердам
  • Жюль Шере, реклама «Театрофона» для трансляции музыкальных концертов (1890). Там же
«Ныне плакаты тут — предмет исключительного интереса. Это мания, молодые художники не делают больше ничего», — рассказывал Камиль Писсарро в письме к сыну, художнику Люсьену Писсарро в 1897 году.
Посетители выставки «Печать в Париже 1900: от элиты до улицы» путешествуют через все срезы общества




Посетители выставки «Печать в Париже 1900: от элиты до улицы» путешествуют через все срезы общества того времени, в которых плакаты играли свою роль. Это два противоположных мира эстампа: с одной стороны — декорации для роскошных элитных интерьеров, с другой — реклама бульварной ночной жизни.

Красной нитью всей экспозиции стало отношение парижан к афишам на сломе веков: от почти медитативного созерцания коллекционера до беглого взгляда случайного прохожего.






Слева: Анри-Габриэль Ибель, обложка сборника нот «27» композитора Жоржа Гляноля (1893). Музей Ван Гога, Амстердам

Показ начинается на нижнем этаже выставочного крыла утончёнными работами fin de siècle, предназначенными для рассматривания в уединённой атмосфере богато обставленных комнат. Современные дизайнеры воссоздали четыре таких интерьера на основе фотографий того времени. Для одного из них Музей Орсе в Париже прислал редкий bibliothèque. Это пышно оформленный книжный шкаф высотой в несколько метров с резными обнажёнными женщинами, предназначенный для хранения ценных книг и гравюр из частной коллекции. Существование подобных сокровищниц означало, что художники могли свободно обращаться к тёмным и щекотливым темам в своём творчестве.
«В конце очередного из этих долгих и полных разочарований дней в Париже… Я падаю в кресло рядом со стендом, где меня ждут любимые гравюры. И, по мере того, как я рассматриваю их одну за другой, мои проблемы исчезают, я забываю тревоги этого мира!», — писал коллекционер и критик Роджер Маркс в 1883 году.
  • Морис Дени, "Её стать легка и невинна" (1899). Музей Ван Гога
  • Одилон Редон, "Детская головка в цветах" (1897). Музей Ван Гога
Плакаты были расклеены и по всем улицам Парижа. Стены и колонны были увешаны красочными афишами, а в киосках продавались иллюстрированные журналы и ноты. Молодые художники с энтузиазмом работали с такими «популярными печатными изданиями». Они отвергли традиционное разделение между «высоким» искусством вроде живописи и скульптуры, и «низким» — декоративно-прикладным. Тогда же сформировалась главная задача дизайнеров — точно передать коммерческое сообщение спешащим по улице прохожим.
Одним из таких «первопроходцев» был Анри де Тулуз-Лотрек. Он с одинаковым энтузиазмом мог писать кар




Одним из таких «первопроходцев» был Анри де Тулуз-Лотрек. Он с одинаковым энтузиазмом мог писать картину для галереи и рисовать иллюстрацию для дешёвого журнала, предназначенного на продажу в бульварном киоске. продаваемой в киосках. В обоих случаях его любимой моделью была певица Иветта Гильбер.



Слева: Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа был отпрыском одной из старейших аристократических семей Франции. Будучи всего лишь полутора метров ростом, он обладал крайне хрупким здоровьем. Художник находил утешение в театрах и борделях Парижа, где выступали танцовщицы и работали проститутки. Его искусство неразрывно связано с эксцентричной богемной жизнью. Живописец умер от алкоголизма и сифилиса, не дожив до 37 лет.

  • Анри де Тулуз-Лотрек, "Иветта Гильбер поёт «Задержитесь дольше, Лу»" (1894). Музей А. С. Пушкина, Москва
  • Анри де Тулуз-Лотрек, "Иветта Гильбер, иллюстрация для юмористического журнала Le Rire (1894). Частная коллекция
Экспозиция в Музее Ван Гога под конец возвращается с улиц в помещения. Любители искусства желали заполучить копии уличных афиш в свои коллекции. Первое время им приходилось срывать полюбившиеся плакаты со стен. Но достаточно скоро возникла оживлённая торговля коллекционными изданиями. Это были роскошные версии, отпечатанные в ограниченном количестве и зачастую без текста.
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Выставка «Плакаты в Париже 1900: от элиты до улицы» в Музее Ван Гога продлится до 11 июня.
По материалам официального сайта Музея Ван Гога и artdaily.com. Главная иллюстрация: Теофиль-Александр Стейнлен, «Улица. Плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
для типографии Шарля Верно» (1896)