«Эндрю Уайет: глядя снаружи и изнутри» — такая выставка открывается 4 мая в Вашингтоне, Национальной галерее, и продлится до конца ноября: интерес и успех экспозиции у посетителей очевиден. Американский классик и великий мастер при жизни вызывал споры критиков о «магическом реализме», наряду с обожанием публики, коллекционеров и музейщиков мира.
Охотник
1943, 83.8×86 см
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth, 1917 — 2009) — знаменитый американский художник из известной «художественной династии», поначалу — реалист, позже — представитель «магического реализма». Причем самой удивительной его версии: без особых ухищрений Уайет умел увидеть и показать необычное в обычном.
Нестандартный ракурс дерева и угол зрения, свет, деталь будто «не из мира сего» (крупно — сапоги на фоне дома за забором, от которого видна лишь крыша — ну точно пирамида!), плюс ювелирное мастерство — и вот она, истинная магия! В быту и природных видах, в акварели или с помощью темперы — художник поначалу считался «спорным». Но пока одни арт-критики спорили с другими, публика создавала ажиотаж на выставках, а музеи и коллекционеры приобретали картины. Теперь Уайет считается признанным классиком, и каждая выставка работ — бесспорно, значительное событие.
«Эндрю Уайет: взгляд снаружи и внутри» (Andrew Wyeth: Looking Out, Looking In) — само по себе событие, оно проходит в честь другого, не менее значительного. Все затеяяно в честь 5-летней годовщины дара музею знаменитой и одной из самых значительных в творчестве картины Уайета «Ветер с моря» (Wind from the Sea, 1947). Это ранняя работа, однако полностью открывшая мир самому Уайету, а миру — того Уайета, которым мы восхищаемся. Он нарисовал ее очень быстро в жарком августе, впечатлившись нереальностью реального момента.
«…день был столь горячий, что я подошел к окну, приоткрыл его, и внезапно занавес, который провисел там, несвежий, бог знает сколько лет, начал медленно подниматься, и птицы, вывязанные на нем крючком, начали двигаться. Мои волосы встали дыбом! Я очень быстро завершил эту работу, а потом сделал еще множество рисунков — так я был поражен этим неожиданным случаем»
Так что и вся выставка в Национальной галерее целенаправленно крутится вокруг да около окна — тема широко представлена в творчестве художника. Около 300 его работ за 6 последующих с памятного 1947-гго лет — с окнами в мир! Красивая женщина, верный пес, прикорнувший на кровати, фрукты, лучи солнца сквозь шторы или ставни, тени и полутени — элегантно, воздушно, тонко, сочно и изящно до прозрачности. В нынешней экспозиции — 45 акварелей, рисунков и работ темперой, завершенных после знаменитого морского ветра.
«Вы можете владеть техникой и рисовать объект», говорил он, но «это должно быть еще и нечто внутри вас, ваш способ трансформации объекта — и это чистая эмоция. Я думаю, большинство людей приходят к моим работам „с заднего крыльца“. Их привлекает реализм
вместе с чувством эмоции и абстракции, — и я надеюсь, они получают свои собственные, позитивные эмоции». Сегодня в этом никто не сомневается.
Без обид, но эта не байка, и тем более не про русского царя (судя по поведению братьев наших, вся планетарная история начинается с баек про русского царя – шутка).
И Зевксис, и Паррасий – реально существовавшие исторические персонажи.
Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию. «Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».
Когда пишу, ловлю себя на мысли, что сверяюсь со слогом CD (помните этот прикол, про CD) :)