войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

"Графика стен" от Врубеля до Серебряковой и воссоединение триптиха Михаила Скотти в Третьяковской галерее

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Графика стен»: в экспозиции — цветные эскизы монументальных росписей XIX — начала XX веков работы Иванова, Врубеля, Серебряковой, Борисова — Мусатова… Еще одно событие — приобретение музеем картины Михаила Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851), которая является частью триптиха, посвященного событиям Смутного времени. Теперь все полотна представлены вместе — впервые за сто лет.
"Графика стен" от Врубеля до Серебряковой и воссоединение триптиха Михаила Скотти в Третьяковской галерее

Триптих Михаила Скотти

Триптих работы Михаила Скотти можно увидеть в 11 зале экспозиции в Лаврушинском переулке, 10. Это не иллюстрация к учебнику истории, а художественное осмысление происходивших событий. Лица крупным планом при том, что мастер использует холсты небольшого размера — таково стилистическое решение. С точки зрения правдивости истории — что ж, времена давние, времена смутные…
Михаил Скотти. «Подвиг Ивана Сусанина». 1851. Часть триптиха. 
Холст, масло. 67×67 см. Приобретено Т
Михаил Скотти. «Подвиг Ивана Сусанина». 1851. Часть триптиха.
Холст, масло. 67×67 см. Приобретено Третьяковской галереей в 2016 году
при меценатской поддержке банкира Отара Маргания
С середины XIX века триптих, созданный Михаилом Скотти в 1850−51гг, находился в Москве, на Покровке, в доме Алексея Ивановича Лобкова, казначея Московского училища живописи и ваяния, питавшего особую любовь к русской истории и археологии. Сам Скотти с 1849 по 1856 гг. служил в училище преподавателем живописи и инспектором классов. В советское время произведения были разобщены и попали в различные музейные собрания и к частным владельцам.
Михаил Скотти. «Минин и Пожарский». 1850
Холст, масло. 67.5×107 см. Нижегородский государственный ху
Михаил Скотти. «Минин и Пожарский». 1850
Холст, масло. 67.5×107 см. Нижегородский государственный художественный музей
Впервые за сто лет триптих Михаила Скотти, посвященный истории Смутного времени 1612−1613гг, собран вместе: «Подвиг Ивана Сусанина» (1851, Государственная Третьяковская галерея), «Минин и Пожарский» (1850, Нижегородский государственный художественный музей), и «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает грамоту воину» (1851, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник).
Михаил Скотти. «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину». 1851
Холст,
Михаил Скотти. «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину». 1851
Холст, масло. 90,5×90,5 см (в раме). Картина находится в коллекции Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Получивший заслуженное признание в академической среде, Скотти искал новые темы и сюжеты. 28 декабря 1850 года художник писал конференц-секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу о том, что заканчивает работу над историческими картинами — «одна Минин увлекает Пожарского на место битвы, другая смерть Сусанина». В центре внимания живописца оказались героические личности русского освободительного движения. В отделе графики Третьяковской галереи сохранились подготовительные рисунки для этих произведений, которые впервые демонстрируются широкой публике.

Выставка «Михаил Скотти. Триптих. 1612−1613» в Третьяковской галерее работает до 15 января 2017 г.
Виктор Борисов-Мусатов. «Весенняя сказка». 1905
Бумага, акварель, графитный карандаш. 40,3×96,5, раз
Виктор Борисов-Мусатов. «Весенняя сказка». 1905
Бумага, акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
, графитный карандаш. 40,3×96,5, размер изображения 38×94. Третьяковская галерея
Борисов-Мусатов создал четыре аллегорических эскиза «Времена года» для росписи частного интерьера: «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». К сожалению, проект росписи не был осуществлен. Но, к счастью, эскизы сохранились, и их можно увидеть на выставке.

Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
стен. Эскизы монументальных росписей

1 декабря 2016 года в рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» начала работу замечательная выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX — начала XX веков». Этот жанр — визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные замыслы, обогатить представление о хронологии и стилистических вариантах росписи, о перемене пристрастий архитектора и заказчиков, а порой и о смене художественных эпох.
Зинаида Серебрякова. «Индия». 1916
В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского в
Зинаида Серебрякова. «Индия». 1916
В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве; он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц.
Эскизы монументальных росписей традиционно были в центре внимания при формировании коллекции Третьяковской галереи. Большеформатные и красочные эскизы, предназначенные для воплощения на огромных поверхностях стен, несут в себе потенциал крупной формы. Их отличает пластическая выверенность, четкость и красота линий.

Созданные известными художниками, представленные на выставке работы, редко покидающие запасники, будут интересны не только архитекторам и дизайнерам, но и искусствоведам, а также поклонникам стиля ар нуво, который в этот исторический период доминировал в искусстве.
Зинаида Серебрякова. «Сиам». 1916
Зинаида Серебрякова. «Сиам». 1916
Особый акцент выставки — работы Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы». Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов.
Проект изначально был обречен на незавершенность.
Двести акварелей цикла позволяют почувствовать нев

Проект изначально был обречен на незавершенность.
Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А.Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают «Библейские эскизы» в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.

«Владимирский собор в Киеве — попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, «к византийскому стилю», программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов «Рождество Христово» и «Воскресение Христово», в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову. Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении," - сообщает пресс-релиз на сайте музея.
Выставка «Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
стен. Эскизы монументальных росписей XIX — начала XX веков» будет работать с 1 декабря 2016 до 14 мая 2017 года