Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку работ грузинских художников первой трети ХХ века — яркие произведения мастеров, многие из которых учились и выставлялись в Париже. Посетители открывают для себя работы Нико Пиросманашвили (Пиросмани), Владимира (Ладо) Гудиашвили, Давида Какабадзе, Кирилла Зданевича, Елены Ахвледиани, Зиги (Сигизмунда) Валишевского… Настоящий авангард
!
Экспозиция «Грузинский авангард: 1900−1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники» собрала более 200 произведений живописи, станковой и театральной-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии.
Лев и солнце
Начало XX века, 80×100 см
Главная идея выставки — показать богатейшее художественное наследие грузинского искусства эпохи авангарда. Проект призван подчеркнуть важность диалога между двумя странами, чьи история и культура неразрывно связаны на протяжении столетий надежными узами. Ведь Грузия, и Тифлис в частности, были местом встречи разных цивилизаций, языков и традиций.
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). «Брат и сестра». Сцена из одноименной пьесы В. Гуния.
Клеенка на холсте, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Клеенка на холсте, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем».Культурная жизнь города была насыщена событиями, а артистические кафе наперебой устраивали поэтические турниры. Здесь выступали Владимир Маяковский и Осип Мандельштам, в Тифлис переехали поэты Василий Каменский и Алексей Кручёных, а в консерватории преподавал Генрих Нейгауз.
Семейный праздник
1907, 180×115 см
…Философ Георгий Гурджиев открыл здесь первый «Институт гармонического развития человека» и «Школу коллективной гимнастики», где все желающие могли поступить в классы и изучать «сакральные танцы» и «сакральную гимнастику». Жизнь в Тифлисе бурлила!
Ладо Гудиашвили. «Поэт Галактион Табидзе и синие кони», 1919
Ладо Гудиашвили. «Поэт Галактион Табидзе и синие кони», 1919
В 1910-е годы Давид Какабадзе, братья Зданевич, Александр Бажбеук-Меликян отправляются из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Здесь они активно включаются в столичную художественную жизнь, сближаются с представителями русского авангарда, участвуют в выставках, диспутах и выступают с художественными манифестами.
Сигизмунд Валишевский, «Женская гимназия в Тифлисе». 1918
В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич «открыли» творчество Пиросмани — сначала русской, а затем и европейской публике.
Они были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с произведениями Анри Руссо, вокруг которого в начале 1900‑х объединились Пикассо, Матисс, Дерен и многие другие.
Для грузинских художников «нового» поколения картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером свободного от «академической косности» чистого искусства.
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). «Карачогели (дворянин) с рогом вина». Частное собрание, Москва
Они были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с произведениями Анри Руссо, вокруг которого в начале 1900‑х объединились Пикассо, Матисс, Дерен и многие другие.
Для грузинских художников «нового» поколения картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером свободного от «академической косности» чистого искусства.
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). «Карачогели (дворянин) с рогом вина». Частное собрание, Москва
В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с Андре Дереном, Амедео Модильяни, Альбером Марке, Фернаном Леже, Леонардо Фужитой, а также с русскими авангардистами Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой.
Ладо Гудиашвилию «Зеленые феи»
Ладо Гудиашвили учился в Академии Рансона; Кирилл Зданевич — в Академии Гранд Шомьер. В Париже проходит ряд успешных выставок с участием грузинских художников.
Кирилл Зданевич. «Оркестровый автопортрет». 1918
На самом деле полное название этой картины следующее: «Оркестровый автопортрет: живописец Гуднев, поэт Кара-Дэрвиш, поэтесса Валерия Валишевская, маэстро живописи Кирилл Зданевич, оркестр-поэт Илья Зданевич, поэт Колачу Чернявский, заум-поэт А. Кручёных».
Ладо Гудиашвили. «Весна (Зеленая женщина)»
Авангардный грузинский эксперимент продолжался на протяжении 1920-х годов. Так, в марте 1924 года была создана группа «H2SO4», члены которой издавали журнал под тем же названием; в 1926 году вернулся из Парижа Гудиашвили, в следующем году — Какабадзе, а поэты Симон Чиковани, Тициан Табидзе и Паоло Яшвили продолжали писать и публиковать свои стихи вплоть до конца 1930-х годов. Затем, в обстановке жестких политических репрессий, откровенные художественные эксперименты прекратились; в личной и творческой судьбе многих героев грузинского авангарда начала XX века в полной мере отозвались драматизм истории страны.
Ладо Гудиашвили, «Юноша с ланью».
Ладо Гудиашвили. «В волнах Цхенис-Цкали». 1925
Экспозиция выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина занимает три этажа здания Отдела личных коллекций. На первом размещены работы Давида Какабадзе; здесь же посетители просматривают фрагменты из фильмов, в создании которых принимали участие герои выставки.
На втором этаже представлено творчество Ладо Гудиашвили, Александра Бажбеук-Меликова, Елены Ахвледиани и Кирилла Зданевича. Большой раздел выставки посвящен театру: зрители увидят театральные костюмы, эскизы декораций и костюмов работы И. Гамрекели, П. Оцхели, К. Зданевича к постановкам Котэ Марджанишвили и Александра Ахметели.
Третий этаж посвящен творчеству Нико Пиросмани.
На втором этаже представлено творчество Ладо Гудиашвили, Александра Бажбеук-Меликова, Елены Ахвледиани и Кирилла Зданевича. Большой раздел выставки посвящен театру: зрители увидят театральные костюмы, эскизы декораций и костюмов работы И. Гамрекели, П. Оцхели, К. Зданевича к постановкам Котэ Марджанишвили и Александра Ахметели.
Третий этаж посвящен творчеству Нико Пиросмани.
«Это сегодня Пиросмани — один из величайших представителей примитивизма и человек, чьим именем названо огромное количество ресторанов кавказкой кухни. При жизни его именовали попроще — маляр. Деньги у него буквально уплывали из рук. В основном художник зарабатывал на жизнь, разрисовывая стены трактиров и создавая вывески, а его за это кормили и наливали стакан вина и рюмку водки. Он пытался вернуться в родное село, открыл продуктовую лавку, в которой торговал сыром, молоком, мацони, медом. Затея потерпела крах…» — судьбе художника посвящен специальный материал в Артхиве.
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). «Девочка и гусыня с гусятами». 1917
Картон, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Картон, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
В подготовке проекта приняли участие Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Московский музей современного искусства, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусства. Открыли для научной работы свои архивы и оказали поддержку Национальный музей Грузии им. Ш. Амиранашвили, киноконцерн «Грузия-фильм», Музей-библиотека им. И. Гришашвили и другие.
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). «Пастух в бурке (на красном фоне)"
Клеенка на холсте, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Клеенка на холсте, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Выставка «Грузинский авангард: 1900−1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники.
Из музеев и частных собраний» в ГМИИ им. Пушкина будет работать с 8 декабря 2016 по 12 марта 2017 года.
Из музеев и частных собраний» в ГМИИ им. Пушкина будет работать с 8 декабря 2016 по 12 марта 2017 года.