Четыре картины из серии «Чувства», написанные Рембрандтом в юношеском возрасте, впервые выставлены вместе в музее Ашмола в Оксфорде. Из пяти панелей, созданных в 1624 — 1625 годах, до нас дошли только четыре — «Слух», «Осязание», «Обоняние» и «Зрение».
Местонахождение пятой, «Вкуса», до сих пор неизвестно. Её место на выставке занимает пустая рама
.
«Обоняние» (ещё одно название — «Пациент без сознания») найдено всего год назад. В сентябре 2015-го на торги в Нью-Джерси была выставлена работа размером 22 на 18 см, найденная в подвале жилого дома. Первоначальная оценка «незначительной картины XIX века» составляла 500 — 800 долларов. Однако подозрения двух экспертов из европейских аукционных домов довели окончательную стоимость панели до 870 тыс. долларов. Авторство Рембрандта было сразу же подтверждено наличием монограммы RHF (Rembrandt Harmenszoon Fecit — «сделано Рембрандтом, сыном Хармена»).
Пациент без сознания (Аллегория обоняния)
1625, 31.8×25.4 см
Юный Рембрандт аллегорию обоняния передал, призвав в ассоциации эффект от действия резкого запаха нашатыря: так пытаются привести в чувство юношу.
Впервые на публике новооткрытое произведение появилось на художественной ярмарке TEFAF в Маастрихте в начале этого года. Музей Ашмола первым в мире представил все четыре картины вместе.
Операция (Аллегория осязания)
1625, 21.5×17.7 см
Панели «Чувства» — это работы 18-летнего художника, который находился в поисках собственного стиля. Но в них уже есть проблески неординарности живописца: смелое использование ярких цветов и широкие мазки, эксперименты со светом и умение передать человеческие эмоции.
Три певца (Аллегория слуха)
1625, 21.6×17.6 см
«Пять чувств» были популярной аллегорической темой в искусстве Северной Европы того времени. На более ранних картинах «Обоняние», например, представлялось в виде элегантной женщины, держащей цветок. А с XVII века и позже изображались в крестьянских жанровых сценах: амурная пара обозначала «Осязание», сцена пьянства — «Вкус».
Серия Рембрандта принадлежит именно к этому более позднему типу. В каждой картине присутствует налёт сатиры. Например, в «Разносчике, продающем очки (Зрение)» художник обыгрывает двойное значение голландского выражения «продать кому-то очки» — это метафора, означающая обман. Торговец на картине явно мошенничает со своим товаром.
Серия Рембрандта принадлежит именно к этому более позднему типу. В каждой картине присутствует налёт сатиры. Например, в «Разносчике, продающем очки (Зрение)» художник обыгрывает двойное значение голландского выражения «продать кому-то очки» — это метафора, означающая обман. Торговец на картине явно мошенничает со своим товаром.
Продавец очков (Аллегория зрения)
1625, 21.6×17.7 см
Эти панели также демонстрируют талант Рембрандта в изображении поверхностей и текстуры. Блестящие фрагменты пенсне в «Зрении» он передаёт тончайшими акцентами, а восточные костюмы, меха и драгоценности в «Обонянии» практически осязаемы. Ткань, которую женщина держит под носом молодого пациента, изображена при помощи буквально пары мазков.
На снимке: сотрудники музея Ашмола развешивают картины Рембрандта. Фото: Tom Pilston / The Guardian
Пятая картина, «Вкус», пока не найдена. Возможно, она была уничтожена за почти 400 прошедших лет, а может томится на чьём-то чердаке. Но посетители выставки в музее Ашмола, увидев четыре уцелевшие работы этой серии, могут живо представить себе, как могла бы выглядеть недостающая панель.
Выставка четырёх ранних работ Рембрандта в музее Ашмола в Оксфорде продлится до 27 ноября.
По материалам официального сайта музея Ашмола и artdaily.com. Главная иллюстрация: кураторы выставки Ан Ван Камп на фоне картин Рембрандра. Фото: ashmolean.org