войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Пятое чувство: обоняние и его символы в живописи

«Есть запахи, чья власть над нами бесконечна…» Вдыхая окружающие ароматы, мы не задумываемся об их значении в нашей жизни, как и о том, что запахи невозможно увековечить — они оказываются утраченной культурой. Так что в царстве обоняния нам приходится полагаться на описания, воспоминания и … живопись. Ведь в истории искусства сложилась своя традиция символов, связанных с обонянием, его сакральным и практическим значением.
Пятое чувство: обоняние и его символы в живописи
Слух, зрение, вкус, обоняние и осязание — чувства, без которых невозможно ощутить и отразить окружающий мир во всей полноте. Именно из аббревиатуры латинских слов, обозначающих пять чувств («вкус» — sensus, «слух» — auditus, «желание» — libinis, «зрение» — visus, «дуновение, благоухание» — spiritus), состоит пентаграмма, символизирующая гармонию и известная как «SALUS» («здоровье»).
Познание чувств, их секретов и взаимосвязей представляло особый интерес не только для ученых, но и художников. В эпоху Возрождения, когда в обществе нашли отклик гуманистические идеи и человек со всеми его физиологическим особенностями стал предметом пристального внимания, — в живописи весьма востребованным приемом оказались аллегории.

Именно аллегориям предназначено выражать квинтэссенцию явлений и понятий.
Самый простой подход в живописном иносказании: прекрасные девы, занятые каждая своим «профессиональным» делом, изображены с соответствующими атрибутами. Так, «Слух» обычно ассоциируется с музыкой. «Обоняние» — герой или героиня держит букет, вазу с благовониями, а еще, бывает, знаковая «роль» в сюжете отведена… собаке. Это животное как символ обоняния можно обнаружить еще в средневековых рукописных книгах, так называемых бестиариях. А в Древней Греции за возможность различать ароматы отвечала сама богиня Диана.
Энциклопедию знаний об ароматах и их природе представляют картины из серии «Пять чувств», написанные совместно Яном Брейгелем Старшим «Бархатным» и Питером Паулем Рубенсом, друзьями и партнерами по искусству.

Прежде всего, отмечаем знакомый уже букетик цветов, который Купидон дарит матери Венере. Рядом — источники всевозможных запахов: ароматический сосуд на горящих углях, гора цветов. У ног Венеры разложены скляночки, баночки и перчатки: как известно, в те времена профессия перчаточника и парфюмера представляла собой одно целое, поскольку перчатки в то время нуждались в ароматизации. Рядом расположились морская свинка (у нее есть мускусные железы) и зверек тангалунга (выделяет очень ароматное вещество — цибетин). За спиной Венеры — охотничий пёс. Слева за кустами цветов можно рассмотреть лабораторию, в которой перегоняют отвар из соцветий. На заднем плане видны олени (скорее всего кабарга) — поставщики мускуса, сильно пахнущего вещества, которому приписываются свойства афродизиака.
Цветы и ароматы — наиболее популярная ассоциативная связь в искусстве. И если художнику давали заказ на тему «обоняния», то он щедро усыпал полотно дарами Флоры.

Показательна в этом смысле работа, выполненная в технике «флорентийская мозаика» из цветных камней «Обоняние и осязание» — одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II (государственный музей-заповедник «Царское Село»). На фоне античных руин представлена галантная сцена, каждая деталь которой аллегорически показывает чувства обоняния и осязания. Сидящая на камнях у парапета молодая женщина вдыхает аромат цветка, подносимого ей юношей. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами, стоящую рядом с ней на камне. На переднем плане (проза жизни и намек!) обнюхиваются две большие породистые собаки. Еще одна пара влюбленных демонстрирует, скажем так, удовольствие осязания.
Голландские художники XVII века избрали для аллегорий свои образы в излюбленном жанре натюрморта. Их живописные ребусы и шарады включают цветы, фрукты, музыкальные инструменты, зеркала, ларцы и ковры, предметы, которые трактовались, в свою очередь, как обоняние, вкус, слух, зрение, осязание.
Фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество изобильной природы, столь звучно воспетое Франсом Снейдерсом. В полотнах под общим названием «Лавки» («Лавка рыбы», «Лавка дичи», «Лавка овощей» и «Лавка фруктов») также прослеживаются основные аллегорические темы, и в том числе — «Пять чувств» (вкус, слух, обоняние, осязание, зрение).
Потом на смену натюрморту пришла сюжетная картина, и вот уже обоняние символизирует курильщик трубок, вкус — пьянчужка в таверне, слух — деревенские музыканты. Ну, а за осязание «отвечают» залихватские объятья деревенского ухажера.
Юный Рембрандт аллегорию обоняния передал, призвав в ассоциации эффект от действия резкого запаха на
Юный Рембрандт аллегорию обоняния передал, призвав в ассоциации эффект от действия резкого запаха нашатыря: так пытаются привести в чувство юношу. Эту картину из цикла «Пять органов чувств» обнаружили в 2015 году всем на удивление. Событие неординарное, ведь ранняя работа мастера «Обоняние» считалась утерянной.
Выбор символа Рембрандтом необычен — что ж, приятных и неприятных запахов не бывает. Мы их воспринимаем в зависимости от контекста и культурной среды. И если ароматы Версаля, страдающего долгие годы отсутствием канализации, королевские гости и придворные вынуждены были воспринимать как должное, то молодой папаша на картине Адриана Браувера, вытирая попку своему малышу, кривится. Впрочем, так же, как и папаша с полотна Адриана ван Остаде.
Как видимо, для изображения эфирных субстанций мастерам понадобились недюжинные изобретательность и фантазия.

Есть запах чистоты. Он зелен, точно сад,.. Другие — царственны, в них роскошь и разврат,…

Хотя ароматы невозможно сохранить, но, ссылаясь на архивные записи, можно реконструировать ароматные субстанции и предположить: чем «пахнут» герои полотен?

«Ваши пальцы пахнут ладаном» (точнее, миро, в состав которого входит это ароматическое вещество) — так можно сказать об образе Марии Магдалины. Согласно Евангелию, она омыла ноги Христа и отёрла своими волосами. Сосуд с благовониями — главный атрибут библейской героини. В христианстве благоухание ладана, елея, миро наделено священным смыслом.
Одним из самых популярных на протяжении нескольких столетий был запах розмарина. Эфирное масло этого растения входило в ароматическую смесь под названием «Вода королевы Венгрии», рецепт которой зафиксирован в конце XIV века (1370 г.). Зенита своей «душистой» славы «Вода королевы Венгрии» достигла в XVII в. Так что можно смело предположить, что монаршие особы и придворные, шурша оборками, распространяли аромат розмарина.
В XVI веке царили пряные ароматы Востока и нежные цветочные запахи, которые содержались в ароматницах, так называемых «помандерах». Их использовали не только для декоративных целей — с их помощью спасались от инфекций и отгоняли неприятные запахи. В емкости с перфорированным стенками клали шарики, сформированные из ароматических веществ на основе амбры, цибетина и мускуса. Обладатели таких аксессуаров добавляли по вкусу ладан, стирракс, гвоздику, корицу, гилеадский бальзам, камфору, лаванду, майоран, мускатный орех, корень ириса флорентийского, розмарин, розовое масло, нард, душистые цветочные воды и т. д.
Впервые эти туалетные аксессуары были изображены в «Лодках неразумных женщин» — серии из пяти карикатур, выпущенной Йодокусом Бадиусом в 1502 г. Эти карикатуры высмеивали злоупотребления, связанные с каждым из пяти чувств. Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
изображает «Лодку дурацких запахов», где находятся три дамы, одна из которых держит в руках цветы и одновременно нюхает приобретенный у присутствующего там же парфюмера помандер, который подносит ей подруга.
Роза и корица — ароматы английских леди XVII века. Барышням рекомендовали протирать подмышки отваром-смесью из белого вина, розовой воды и стеблей корицы.
Король Людовик XIV любил аромат роз, лосьоном из которых его растирали по утрам и после каждой перемены одежды. Гардероб менялся 3−4 раза в день — после охоты, после прогулки, после бала. И каждый раз королю подавали свежее белье и растирали его с головы до пят спиртовым лосьоном.
Фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур обожала насыщенные, «тяжелые» ароматы. Есть свидетельства о том, что портьеры её будуара почти 20 лет после смерти хозяйки сохраняли запах мускуса, которым она якобы приворожила короля.
Сменившая её мадам Дюбарри предпочитала легкие цветочные ароматы и сделала модными одеколоны.
«Чувственно-сладкий букет» из жасмина, ириса, серой амбры, розы и туберозы сопровождал Марию-Антуанетту. Формулу духов, которые так любила жизнерадостная супруга Людовика XVI, получивших название Le Sillage de la Reine — «След королевы», — обнаружили в национальных архивах.
Если говорим о женских образах, столь любимых Жаном Огюстом Домиником Энгром и Жаком-Луи Давидом, - вспоминаем то, что большинство прелестниц использовали пачули. Современному человеку вряд ли понравился бы этот резкий и малоприятный запах. А вот в эпоху наполеоновской империи пачули были в фаворе, а секрет их популярности скрывался… в индийских шалях. Дамы носили легкие платья в неоклассическом стиле, и, чтобы не замерзнуть, кутались в индийские кашемировые шали. А на Востоке кашемировые шали, чтобы уберечь от моли, издавна прокладывали сухими пачулями. В итоге их землисто-древесный запах стал прочно ассоциироваться с красивыми экзотичными шалями, и парфюмерам пришлось срочно выпускать духи с ароматом пачулей. К середине XIX века мода на Восток прошла и аромат пачулей потихоньку развеялся.
Жозефина Богарне обожала крепкие запахи. Ее туалетная комната в Мальмезоне была настолько пропитана запахами, — смесью мускуса, цибета, ванили и амбры, — что этот «микс» ароматов можно было почувствовать даже десятки лет спустя.
Первая половина 20-го века подарила не только женщинам, но и мужчинам разнообразнейшую палитру ароматов — на любой вкус. Ароматным воплощением пуристских и конструктивистских идей стали духи «Шанель № 5», появившиеся в 1921 году. Влияние конструктивизма ощутимо не только в сухом цифровом названии, но и в форме флакона. В его простом квадратном дизайне отразилось стремление к суровой выразительности, чистой целесообразности, лишенной декоративных элементов. Это один из первых образцов классики ХХ века, и не случайно сейчас флакон «Шанель № 5» выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
По замыслу дизайнеров, прямоугольный контур флакона содержал скрытую аллюзию на очертания знаменитой Вандомской площади в Париже. Можно допустить, что на премьеру балета Дариуса Мийо «Голубой экспресс» (над костюмами для которого работала Коко Шанель), пришли зрительницы со шлейфом этого смелого аромата, и его наверняка предпочитали и героини картин Тамары Лемпицки.
Что ж, художникам, как никому другому, удалось уловить и запечатлеть «пятое чувство» — обоняние. Вы ведь ощущаете аромат, глядя на прекрасную картину с розами? Теперь, зная символическое значение атрибутов и модные веяния разных времен, можно значительно расширить представимую палитру запахов известных работ.
Титульная иллюстрация: Джордж Фредерик Уоттс. Выбирающая. Эллен Терри