Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве

Крупнейшая в истории ретроспектива «Альма-Тадема: классический шарм» начинает тур по Европе

Мне нравится16  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Фризский музей первым в Европе принимает ошеломляющую экспозицию самого успешного британского художника второй половины XIX века. Видеоролик выставки «Альма-Тадема: классический шарм» показывает ее жемчужины и приводит цитаты из кинолент культовых режиссёров — творчество мастера вдохновляло Стенли Кубрика и Ридли Скотта. 80 шедевров прибыли в нидерландский Леуварден из Музея Орсе, галерей Тейт, Уффици, других учреждений и частных коллекций.
После завершения работы в Нидерландах экспозиция отправится в венский Бельведер, а затем в Дом-музей
Фредерика Лейтона в Лондоне.
Лоуренс Альма-Тадема. Amo te, ama me (Люблю тебя, люби меня)
Amo te, ama me (Люблю тебя, люби меня)
Лоуренс Альма-Тадема
1881, 38×17.5 см
Лоуренс Альма-Тадема. Автопортрет
Лауренс Альма-Тадема (1836 — 1912) родился в городке Дронрейп неподалёку от Леувардена и вырос во Фрисландии. В 16 лет юноша поступил в Художественную академию в Антверпене, где его наставником был представитель романтизма Хендрик Лейс. После окончания образования и нескольких совместных проектов с учителем, Альма-Тадема с молодой супругой отправился в медовый месяц в Рим и Помпеи. Его очаровало великолепие древних руин, и с тех пор римская и греческая античность стала главной темой полотен.

В 1870 году художник переехал в Лондон, где получил британское гражданство и стал называть себя на английский манер — Лоуренс.

Слева: автопортрет Лоуренса (тогда ещё Лауренса) Альма-Тадемы, написанный в 1852 году, когда будущий мастер поступил в Художественную академию в Антверпене
Благодаря своему чувству пространства, любви к театру, интуиции при выборе друзей, сказочной технике и знаниям археологии, Альма-Тадема стал одним из самых известных и высокооплачиваемых художников своего времени.

В 1899 году королева Виктория посвятила живописца в рыцари, что дало ему право именоваться «сэр Лоуренс». Его работы были популярны и в Америке, где их покупали богатые люди той эпохи, например, миллионер Уильям Генри Вандербильт. К концу жизни живописец скопил состояние, которое в наше время оценивается приблизительно в 5 млн фунтов стерлингов.
Лоуренс Альма-Тадема. Розы Гелиогабала
Розы Гелиогабала
Лоуренс Альма-Тадема
1888, 132×213 см
Лоуренс Альма-Тадема скончался в Висбадене в 1912 году и был похоронен в лондонском соборе Святого Павла при большом стечении народа.
Лоуренс Альма-Тадема. В моей студии
В моей студии
Лоуренс Альма-Тадема
1893, 61.6×47 см
Вскоре после смерти Лоуренса Альма-Тадемы слава живописца угасла. На фоне новых модных течений его работы стали восприниматься как архаичные и резко потеряли в цене. В 1960-х годах шутили, что вор, который украл картины академиста, покончил жизнь самоубийством, потому что не смог найти на них покупателя. Однако когда в 1970-х возродился интерес к салонной и декоративной живописи, произведения Альма-Тадемы вновь подорожали. В 2010 году полотно «Обретение Моисея» на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке было продано за 36 млн долларов, что до сих пор является рекордом для картин викторианской эпохи.
Тем не менее, весь период забвения работы Лоуренса Альма-Тадемы продолжали жить… в кинематографе.
Лоуренс Альма-Тадема. Египетский жонглёр



Наше представление о римской античности в значительной степени определяется картинами Альма-Тадемы. Написанные им бытовые сцены чрезвычайно убедительны и воздействуют на воображение. Так что неудивительно, что такие киностудии как Голливуд и итальянская Чинечитта захотели оживить его полотна своих «древнеримских» лентах.

Первые режиссёры, среди которых Фредерик Томпсон, Энрико Гуаццони и Марио Казерини, искали визуальный язык для нового вида искусства, а Лоуренс Альма-Тадема предоставил им прекрасные шаблоны. К цитированию его картин прибегали Сесиль де Милль, Уильям Уайлер, Стенли Кубрик и даже Ридли Скотт — в блокбастерах «Гладиатор» (2000) и «Исход: цари и боги» (2014).

Слева: «ожившую» картину Лоуренса Альма-Тадемы «Египетский жонглёр» (1870) можно увидеть в одном из эпизодов фильма «Гладиатор» Ридли Скотта (см. видео ниже)
Ниже: Фризский музей сделал видеонарезку из картин Лоуренса Альма-Тадемы и эпизодов кинолент, в которых они процитированы
Артур Макс, художник-постановщик «Гладиатора» и «Исхода», говорит, что Альма-Тадема показывает нам Рим таким, каким мы хотим его видеть, и неважно, было ли всё так на самом деле.
Лоуренс Альма-Тадема. Сиеста
Сиеста
Лоуренс Альма-Тадема
1868, 360×130 см
Лоуренс Альма-Тадема. Серебряные любимцы



Фризский музей владеет самой большой в мире коллекцией произведений Лоуренса Альма-Тадемы. На выставке будут представлены в общей сложности 200 экспонатов, включая 18 картин его жены Лауры и дочери Анны, десятки гравюр, рисунков и предметов из студии художника.

Но центральными объектами станут картины «Розы Гелиогабала», «Серебряные любимцы», «Amo te, ama me», а также недавнее приобретение музея — «Вход в римский театр». Это полотно на протяжении десятилетий принадлежало Уильяму Вандербильту и обеспечило художнику место на американском рынке и международную известность.





Слева: Лоуренс Альма-Тадема, «Серебряные любимцы» (1903)
Лоуренс Альма-Тадема. Вход в римский театр
Вход в римский театр
Лоуренс Альма-Тадема
1866, 98.4×70.4 см
Лоуренс Альма-Тадема. Выгодная позиция

«Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. Одна из них, на переднем плане, выглядит моложе остальных, её чёрные локоны украшены венком из цветов. Девушка встала на колени на каменный выступ-скамью и, кажется, пытается рассмотреть среди мореплавателей своего возлюбленного, чтобы помахать ему рукой.

Две другие леди выглядят немного старше. Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль. Цвет моря мягко меняется с нежно-голубого, который почти сливается с небом, к сине-зелёному. С изумительной достоверностью художник прописал одежды девушек, мраморный выступ и большого бронзового зверя, обращённого к морю и украшенного ожерельем из жёлтых цветов.
Интересен тот факт, что Альма-Тадема ввёл систему идентификации своих картин, обозначив каждую из них номером (под подписью).
Лоуренс Альма-Тадема. Портрет гравёра Леопольда Лёвенстама
Особый интерес на выставке будет представлять портрет друга художника — Леопольда Лёвенстама. Это редкое изображение гравёра за работой считалось утерянным с 1913 года и было недавно обнаружено экспертами телешоу «Антикварные гастроли». Историю удивительной находки читайте в нашем отдельном материале
Выставка «Альма-Тадема: классический шарм» будет открыта в Фризском музее до 7 февраля 2017 года. Затем она переедет в Бельведер в Вене (с 23 февраля по 18 июня 2017), а с 7 июля по 29 октября 2017 года разместится в лондонском Доме-музее Лейтона, с которым дружил сэр Лоуренс.
По материалам официального сайта Фризского музея. Главная иллюстрация: фрагмент картины Лоуренса Альма-Тадемы «Выгодная позиция» (1895)
Автор: Влад Маслов
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится16  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Андрей Ефимов
, 1 октября 2016 19:44 2
Я потрясён великолепием экспонатов и желаю такого же потрясения всем посетителям, ценителям прекрасных шедевров!
Галина Силина
, 2 октября 2016 22:56 1
На портрете друга художника художник опирается на специальный подрамник под которым лежит картина.Я такое вижу впервые, здорово придумано.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP